"Пилот" рисует сказки

Знаменитая анимационная студия работает над "Горой самоцветов"

Если в советские времена главной анимационной студией страны был "Союзмультфильм", теперь на это звание по праву претендует "Пилот", основанный в 1988 году известным режиссером Александром Татарским как первая негосударственная студия. Некоторое время назад студия начала работу над проектом "Гора самоцветов", посвященным сказкам народов России. О первых 11 фильмах из этой серии "Газета" уже рассказывала, но работа не останавливается.

Александр Татарский: "Наши фильмы будут показывать в прайм-тайм"

- Как идет работа над «Горой самоцветов»?

- Мы сделали пока только первый шаг. Одиннадцать фильмов уже готовы: они достаточно успешны, они получают призы на всех фестивалях. На фестивале в Суздале, на «Кроке», на «Золотой рыбке». Еще 16 будет готово к весне, из них 8, наверное, в этом году, в декабре. Уже получится 27, а это очень много - как несколько полнометражных фильмов по объему. Всего их будет не меньше чем 52, но, возможно, и больше. Но если не 52, то уже 104 – такой вот шаг.

- Почему так?

- А это телевидение так устроено. В году 52 недели, так что есть такие международные стандарты: 13, 26, 52, 104. Вытянем ли мы сто, не буду загадывать, но 52 надо сделать точно.

- В декабре появятся - значит, вы их покажете в Суздале?

- Мало того, скоро все начнут их видеть по телевизору. Не буду забегать вперед, но один из ведущих каналов – не скажу какой… в общем, мы близки к договоренности. Так что их, видимо, будут показывать - хорошо, обильно, в прайм-тайм. Чего в постсоветское время никогда не было с нашими мультфильмами - их нигде нельзя было увидеть. Похоже, нам вот удалось. Ситуация в какой-то момент изменилась, и несколько каналов буквально взяли нас за горло, чтобы мы с ними этот проект осуществили. Теперь мы выбираем. И выбрали самый-самый. Помимо этого их будут показывать на канале Russia Today. И еще у этого проекта появятся побочные, отпочковавшиеся линии. Скажем, эти пластилиновые заставки, рассказывающие о народах России, со временем могут стать отдельным проектом: просто маленькие фильмы, но уже не по полторы минуты, а по три, допустим. Самостоятельные фильмы, рассказывающие детям о народах, живущих в России. Мы считаем это очень важной частью проекта.

- А видео-DVD?

- Тоже будет в скором времени. Мало того, на пиратских дисках 11 фильмов появились почти немедленно.

- Помимо «Горы самоцветов» чем еще занимается сейчас «Пилот»?

- В производстве сейчас больше ничего нет, но мы готовим много чего, в том числе есть сценарии двух полнометражных фильмов. Один - 3D - по очень далеким мотивам одной из книг Эдуарда Успенского, на которую у нас есть права. Но это действительно будет не близко к тексту. Мы взяли даже не идею, а ситуацию и пытаемся по-своему все сделать. А другой будет рисованным, в старомодной технологии, которая мне намного ближе и интереснее. Хотя там тоже будет применяться все, что только существует в компьютере. Внешне это будет выглядеть как рисованное. 3D-проект только на начальной стадии. А рисованный будет называться «Безумные волосы», и это уже, видимо, не рабочее название, а окончательное - здесь мы сценарий заканчиваем. Это, кстати, абсолютно оригинальная история, она не опирается ни на какую книгу.

- А кто режиссер?

- «Безумные волосы» - это точно я. А другой фильм, соответственно, точно не я. Но я там один из. Я очень надеюсь, что это будет Миша Алдашин, но он еще об этом не знает.

Андрей Соколов: "Человек проснется зверем"

Современная анимация нередко вызывает ворчание старшего поколения: вот, все рисует компьютер, а мультипликация-то должна быть рукотворной. Однако подобные разговоры создают не вполне верное представление о роли компьютера в работе мультипликатора. Здесь на "Пилоте" сразу становится понятно, что компьютер ничуть не мешает ручной работе. Вот машина, вот сканер, а вот шкаф, где лежат огромные стопки рисунков - по одному на каждый кадр. Это кабинет Андрея Соколова - режиссера фильмов "Хаш", "Подкидыш", "К Югу от Севера".

- Андрей, чем вы сейчас занимаетесь?

- Делаю сказку для «Горы самоцветов», сказка нанайская. Это история о том, как бедных нанайцев терроризировали ужасные китайцы. Нанайцы же живут на реке Амур, а она проходит по нашей границе с Китаем. И пока русские не пришли, китайцы постоянно нанайцев обижали.

- То есть это действительно настоящая нанайская сказка?

- Ну, не совсем. Я перечитал очень много нанайских сказок. Но, к сожалению, фольклор, тем более северный, часто очень жестокий – с разрезанием персонажей на части. А бывает так, что жестокости нет, и сказка вроде интересная, а финал – вообще никакой. Ну, я посидел и из нескольких сказок сложил одну. Грубо говоря, по мотивам. Но в целом, я думаю, это отвечает духу нанайского фольклора.

- А о чем сказка?

- Есть у них такое поверье, что человек, уснувший в берлоге зверя, проснется зверем. История про то, как молодой нанаец возвращается домой и видит, что китайцы грабят его деревню. Он заступается за свою девушку, его ранят, он, раненый, идет по лесу, проваливается в берлогу к медведю и теряет там сознание. А дальше он превращается в медведя, но не до конца. И он со своим братом и шаманом идет в Китай выручать похищенную девушку. Смысл в том, что человек даже в обличье зверя остается человеком, а тот, у кого в душе живет зверь, он и в человеческом обличье все равно зверь. Все, кому ни рассказываю историю, говорят: «Ты что, по сюжету это полный метр, как ты это в десять минут уложишь?» Приходится что-то такое придумывать.

- По технологии это что будет? 2D?

- Да, она будет абсолютно 2D. Я хотел делать трехмерку, но финансирование недостаточное.

- Скажи, вот ты режиссер фильма - какую именно работу делаешь ты?

- Я рисую раскадровку, потом по ней делаю аниматик. Аниматик – это очень подробная раскадровка уже "в полях". То, что можно выдать уже аниматору, чтобы он делал свою работу. Потом, когда пойдет цвет, я буду делать спецэффекты. Там будет много спецэффектов. Цветовой монтаж…

- Что такое цветовой монтаж?

- Это такая штука – термин я придумал. Грубо говоря, сидят у меня персонажи в лесу ночью, один рассказывает о том, что девушку увезли в Китай. Начинает реветь медведь, и дальше этот рев продолжается на плане ночи, на совершенно другом плане утреннем, а затем уже китайский город днем.

- А какие еще спецэффекты бывают в анимации?

- Вот в «Сенцове» мы делали трехмерные панорамы. Там весь фильм двухмерный, а панорамы 3D. Это делал Женя Дудин – он классный специалист, и он сделал так, что там действительно трехмерное изображение сложно отличить от рисованного.

- А зачем делать трехмерное так, чтобы оно выглядело как рисованное?

- Все дело в том, что на землю там натянута фактура. Если б не было фактуры, можно было бы нарисовать.

- Что значит «натянута фактура»?

- Мы весь фильм красим в компьютере. Но у нас есть библиотека фактур: есть просто акварельные размывки, есть экспериментальные какие-то вещи, типа масла с бензином, – получаются интересные разводы. Мы использовали фактуру в «К Югу от Севера», в «Сенцове» и сейчас в «Звере» будем использовать. Мы берем фактуру, сканируем ее и натягиваем на картинку в том же фотошопе. И картинка получается живой, как рукотворная. В «Медведе» все под акварель – не отличишь.

- То есть вручную делается уже мало?

- Нет, все рисуется руками. Мы все рисуем на бумаге, потом сканируем и красим – уже в компьютере. То же самое делается с мультипликатом. Я все рисую, потом отдаю аниматорам, они тоже делают все руками, а сканер мы используем, как раньше использовали камеру. Но со сканером намного быстрее все получается. Допустим, я могу увеличить или уменьшить персонажа в компьютере. А для того, чтобы это сделать на пленке, надо перерисовывать и переснимать всю сцену. Тот же Хаяо Миядзаки говорит, что они вообще не отдают аниматорам сцены в исправление: есть технический отдел, который на компьютере все правит. Вплоть до того, что они разрезают персонажа на части и потом склеивают его снова. В этом смысле компьютер очень сильно помогает, хоть Юрий Борисович Норштейн и против его использования. Но ведь все, что он делает, тоже можно было бы сделать при помощи компьютера. Есть программы, полностью имитирующие те же станки.

- А как вообще с программами дело обстоит? Существует ли, например, программа, которая двигает персонажа?

- Нет, такого нет. Есть программы, где можно делать перекладку. Там можно что-то подвигать. Но это персонаж как бы разрезается по частям: отдельно рука, отдельно нога, отдельно голова. И компьютер может тебе руку поднять. Но какого-то сложного движения тоже не сделает. А если это рисованный персонаж, то даже таких элементарных движений сделать с помощью программы нельзя.

- То есть, как и прежде, каждый кадр рисуется отдельно? Так даже крупные студии делают? Даже Disney?

- Да. Мало того, когда они делают трехмер, они тоже сначала рисуют руками, а затем по рисованному мультипликату трехмерщик делает уже объемное изображение.

- А я-то думала, что есть программа, где задаешь начальную точку, затем конечную, и она все делает.

- Программа – это в данном случае человек. Я ему задаю начальную точку, конечную, а он все делает.

Сергей Меринов: "Пластилин у нас съедобный"

Почетное место на студии занимает цех пластилиновой анимации. Пластилиновые фильмы - визитная карточка Татарского, а значит, в некотором смысле и всего "Пилота". Отчасти с этим связано то, что полутораминутные заставки к фильмам из "Горы самоцветов" выполнены в пластилине. Режиссер этих мини-фильмов о народах России Сергей Меринов получил за свою работу приз на прошедшем недавно фестивале "Крок". Меринов делает пластилиновую анимацию не только качественно, но и быстро - так что следующая партия фильмов еще в производстве, а пластилиновые заставки уже готовы. Секретов мастерства Меринов не раскрывает, однако и без секретов в цехе есть на что посмотреть. На ярко освещенных стеклянных столах лежат пластилиновые куклы, рядом экран компьютера: двигаешь куклу, а на экране все это отображается.

- Сергей, а как получается такой эффект, когда фигурка прямо на экране вылепливается из куска пластилина?

- Для того чтобы кукла так вылепилась, берется готовая и - ломается. Подломал – снял, еще подломал – еще кадр снял. Это все снимается, а потом пленка запускается в обратном направлении. А когда одна фигурка переделывается в другую – тогда обе ломаются, а потом одна съемка запускается прямо, а вторая – в обратку.

- А как рассчитать, что нужно сломать в каждом отдельном кадре, чтобы процесс плавным получился?

- Ну, интуитивно. Вообще стараются все снимать с запасом, потому что вырезать что-то легче, чем вставить. Но со временем уже соображаешь, и ничего вырезать не приходится.

- Придумываете куклы вы?

- Нет, у меня есть художники. Но мы особенно ничего и не придумываем, мы ищем материалы в Интернете, в Ленинке, везде. Ходим на книжные развалы. В общем, по каждой республике ищем материал: какие-то фотографии, альбомы. Естественно, когда художник лепит, он свою интерпретацию какую-то вносит, но я стараюсь следить за тем, чтобы это было узнаваемо.

- Вы же уже сделали заставки на много фильмов вперед, чем теперь занимаетесь?

- А у нас снимается фильм. Эдик Беляев делает удмуртскую сказку. Мы начинали вместе делать заставки, он был постановщиком. А в следующем году и я начну мордовскую сказку делать.

- А вы обычный пластилин используете или специальный какой-то?

- Ну, у Ника Парка пластилин специальный. У нас тоже отчасти. Вот он (показывает разноцветные брусочки). Можешь съесть его, он съедобный. Он сделан на основе муки. Я его подобрал, когда книжки делал пластилиновые. Все началось с книжек. То есть я затевал, конечно, делать мультфильмы. Сто лет назад купил в медицинском институте камеру – тогда еще цифровых не было, и я купил такую, которая использовалась для гастроскопии, за бешеные деньги. И на нее пробовал снимать мультфильмы. Дело тогда не пошло, но кто-то узнал об этом, и мне заказали несколько книжек. Я подбирал пластилин, чтобы он был лепкий. Наткнулся на этот испанский пластилин для самых маленьких. Он не мажется, а когда слепляешь с другим цветом, они не пачкают друг друга - то есть их обратно можно разлепить. Но при этом его можно смешивать, как масляные краски, можно любой цвет намесить. (Оглядывая комнату) Похоже на детский сад, правда? Сидят все и лепят.

Сказка за сказкой

«Гора самоцветов» – масштабный анимационный проект студии "Пилот" по сказкам народов России. Планируется сделать 52 мультфильма по 13 минут - общей длительностью свыше 11 часов. Фильмы делают разные режиссеры, от заслуженных до дебютантов, в самых разных стилистиках. В качестве серийного элемента выступает полутораминутная пластилиновая заставка. Эти короткие пластилиновые фильмы традиционно начинаются со слов: "Мы живем в России", далее рассказывают о государственном гербе и флаге, а затем переходят к повествованию о какой-то из российских народностей.

Мария Терещенко, Материал опубликован в "Газете" №197 от 18.10.2005г.