Ивана-дурака предпочли Алеше Поповичу
// В Загребе оценили русских аниматоров
От "Ивана-дурака" Русью пахнет за километр: мало что национальный характер представлен, так еще и картинка сделана в лубочной эстетике
Анимационный фестиваль в Загребе. "Про Ивана дурака"
На прошедшем недавно анимационном фестивале в Аннеси (см. Ъ от 14 июня) русским фильмам призов не досталось, хотя Россия была представлена вполне достойно. Будто бы для того, чтобы загладить эту несправедливость, последовавший сразу за Аннеси загребский "Анимафест" устроил настоящий "русский год". О наградах, полученных российскими аниматорами,– МАРИЯ Ъ-ТЕРЕЩЕНКО.
Началось все с внеконкурсного приза Федору Хитруку, который был награжден за достижения в профессии. Создателю "Каникул Бонифация" и "Винни-Пуха" в этом году исполнилось уже 89 лет, и в последнее время весь анимационный мир спешит отдать мэтру должное. О нем снимают фильмы, пишут книги, и с завидной регулярностью Хитрук получает от разных фестивалей призы, озаглавленные Life achievement. Загребская награда особенно ценна и в то же время закономерна, потому что Федор Хитрук в 1960-е годы в Советском Союзе совершил ту же революцию, что мастера знаменитой Загребской студии. На разных географических пространствах хорватские аниматоры и Федор Хитрук начали создавать недетскую, недиснеевскую и все же доступную для зрителя анимацию. В СССР прорывом в эту сферу стала хитруковская "История одного преступления" – с нее историки мультипликации отсчитывают новую эпоху отечественного рисованного кино. Символом которой был Хитрук со своим кино – "Человек в рамке", "Фильм, фильм, фильм", "Остров".
Советские мультфильмы той поры ценят все, а вот нынешняя российская анимация пока еще не так востребована в фестивальном мире. Однако комплименты от Загреба начались уже на стадии отбора: селекционная комиссия "Анимафеста" еще до начала фестиваля присудила призы двум российским студиям – "Пилоту" и "Анимосу". Детище Александра Татарского "Пилот" было отмечено за проект "Гора самоцветов" (сборник мультфильмов по сказкам народов России). "Анимос" же получил награду за пока что менее известную зрителю работу по адаптации русской классики ("Капитанская дочка", "Каштанка" и "Новогоднее приключение двух братьев" по Евгению Шварцу).
Из 11 наших мультфильмов, участвовавших в конкурсных программах Загреба, 5 уехали с наградами. В основном конкурсе короткометражек специальные призы получили "Ветер вдоль берега" Ивана Максимова и "Молоко" Игоря Ковалева. Кроме того, за дебют наградили бывшего нашего соотечественника – латвийца Владимира Лещева (фильм "Бессонница").
Гран-при "Анимафеста" достался Джоанне Куинн ("Мечты и желания – семейные узы"). Только что этот фильм имел ошеломительный успех в Аннеси – и вот новые победы (в Загребе фильм отметило и международное жюри критиков).
В конкурсе фильмов для детей, где анимацию судило детское жюри, специальные упоминания получили "Злыдни" Степана Коваля и "Про барана и козла" Натальи Березовой (оба фильма – серии проекта "Гора самоцветов"). Однако больше всего детям понравилась "Девочка со спичками" американца Роджера Аллеса. Что неудивительно: андерсеновскую сказку Аллес адаптировал в сладкой диснеевской манере, более привычной для детей, чем изящная авторская стилистика той же Березовой. По забавному совпадению в "Девочке со спичками" тоже есть русский дух: режиссер разыгрывает историю не в датской, а в российской зиме, так что в кадре мелькает знакомая архитектура и кириллические надписи.
А вот взрослый фестивальный зритель предпочитает фильмы в достаточной мере изысканные. Загребская публика свои симпатии отдала Михаилу Алдашину и Олегу Ужинову ("Про Ивана-дурака", "Гора самоцветов"). Это очень остроумное кино – один из главных хитов от России, разнообразные фестивальные смотры буквально завалили фильм призами. Возможно, еще и потому, что от "Ивана-дурака" Русью пахнет за километр: мало что национальный характер представлен, так еще и картинка сделана в лубочной эстетике.
В Загребе показали и "Вспыльчивого человека" Натальи Антиповой, "Малек" Петра Закревского, "Гостинец от крестной" Екатерины Михайловой, "Каштанку" Натальи Орловой (последние два фильма как раз образчики деятельности студии "Анимос"). К сожалению, никак не был отмечен проходивший в короткометражном конкурсе "Буатель" Алексея Демина – тонкая акварельная анимация по мотивам одноименной новеллы Ги де Мопассана. Без восторгов прошла и единственная российская полнометражка "Алеша Попович и Тугарин Змей" Константина Бронзита. Ей жюри предпочло датского "Теркеля в беде", в титрах которого значится режиссер Стефан Фьельдмарк – один из создателей "Астерикса и викингов".

газета Коммерсант