БЛЕСК И НИЩЕТА РОССИЙСКОЙ АНИМАЦИИ
(опубликовано на украинском языке)

У российских аниматоров, живущих как и все мировое анимационное сообщество по своим цеховым законам и по своему профессиональному календарю, в последние годы именно осенне-зимний сезон ассоциируется с временем особых надежд и тревог. Как раз к декабрю у наших мультипликаторов набирается внушительная годовая коллекция новых вдохновляющих международных наград и титулов - от очередной номинации на Оскара (в 90-е годы именно анимационные фильмы россиян постоянно оказывались в списке главных претендентов на престижную кинонаграду мира) до главных призов знаменитых международных фестивалей анимации в Анси и Хиросиме, в Загребе и Штутгарте, на швейцарском "Фантоше" и на

отечественном "КРОКе". Но именно к зиме, когда наступает пора собирать "по сусекам" всю новую мультпродукцию россиян к ежегодному профессиональному смотру в Тарусе, аниматоров начинают терзать тревожные мысли о том, что февральский тарусский "улов" будет либо совсем бедным, либо последним для нашего прославленного анимационного искусства...

К сожалению, традиционное невнимание нашей прессы и киноведов к успехам и проблемам отечественной анимации вынуждают даже самый обстоятельный профессиональный обзор начинать с уже привычного риторического упрека ко всем равнодушным. Поразительно, но в то время, когда у нашей анимации все возрастают и международные успехи и серьезные цеховые проблемы, о которых стоит говорить повсеместно, легкомысленно-индифирентное отношение к этому виду искусства остается неизменным. Разве возможно игнорировать тот факт, что как раз в последнее десятилетие, когда все отечественное кинопроизводство оказалось под угрозой полного обнищания и художественного краха, именно наша многострадальная анимация, потерявшая обустроенные студийные помещения в зданиях церквей, лишившаяся квалифицированных специалистов из-за массовой эмиграции профессионалов на Запад, обделенная госдотациями и спонсорами, - сумела не только удержать лидирующее положение национальной киношколы на мировом фестивальном экране, но и нередко единственная представляла Россию или СНГ среди номинантов на Оскара или в официальном Каннском конкурсе!  Только за 90-е годы наши российские мультипликаторы получили, наверное, вдвое больше престижных мировых наград, чем все отечественные кинематографисты.

Напомню, что наивысший триумф всей советской мультипликации выпал еще на зарю перестроечной эры, когда в кинематографическом мире возник модный "российский" бум. Но восторженный интерес к экзотическим проблемам перерождающейся России на Западе иссяк вместе с перестроечной эйфорией, а высокое художественное качество российской анимации остается ценимым во всем мире и поныне. 

Действительно, блестящее пост-перестроечное собрание талантливой авторской анимации дало повод говорить о формировании в России мощного творческого потока, о рождении новой генерации мастеров высокой пробы с грандиозным творческим потенциалом и счастливым будущим. "Русалка" А.Петрова и "Рождество" М.Алдашина, "Бабушка" А.Золотухина и "Розовая кукла" В.Ольшванга, "Нос майора" М.Лисового и "Эликсир" И.Евтеевой, "Аттракцион" А. Демина и "Рассказ о чуде из чудес" О.Флоренской, "Свитчкрафт" К.Бронзита и "Далеко вниз по реке" В.Байрамгулова, -  и еще многие-многие  работы нового поколения российских аниматоров поражают разнообразием авторских решений и идей, художественных стилей и технологических воплощений, от традиционного оживления рисунков и кукол до сложнейшей ворожбы с сыпучими материалами, живописью на стекле, с тончайшей перекладкой или несуществующими в реальном пространстве компьютерными объктами. Но не для кого не секрет, что почти все анимационные достижения в последнее время рождаются у нас не в благоприятной атмосфере созидания и стабильного производства, а вопреки тяжким обстоятельствам жизни. К сожалению, затянувшийся летаргический сон российской мультиндустрии и отчаянные попытки отдельных студий найти спасение в дешевых сериалах для дальнего Запада и Востока и в скором будущем не предвещают рождение многих шедевров фестивального качества и даже не гарантируют профессиональное выживание всем классным специалистам мульткино. Для создания штучных авторских произведений и для производства качественных многосерийных проектов государству и тем паче независимым мультстудиям пока явно не хватает средств и современных технологических возможностей, а у потенциальных богатых заказчиков, в частности, у крупных национальных телекомпаний, нынешние интересы к анимации ограничиваются чисто прикладными задачами - клипы, реклама, телезаставки. Но и отечественная прикладная анимация, увы, живет пока в той системе профессиональных координат, где эстетические категории либо вообще не учитываются, либо отступают под давлением денежной массы и социального авторитета предпринимателей.  

Конечно, самым драматическим фактом современной истории российского мульткино оказалась судьба в прошлом прославленной и крупнейшей советской студии "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ", за последнее десятилетие переродившейся в сложно управляемый коммерческий организм без фильмов и без художественных традиций, истерзанный бесконечными тяжбами по поводу методов управления и хозяйствования. Впрочем, как раз в начале 2000 года обессилевшая от нескончаемых проблем мультстудия вновь обрела статус государственного предприятия. И хотя скромный госбюджет киноотрасли  пока не дает аниматорам особых шансов на реализацию всех своих заветных планов, постепенно выздоравливающий "Союзмультфильм" пытается собирать вокруг студии новые творческие силы с надеждой возродить выпуск оригинальных миниатюрных фильмов прежде всего для детей. Но, похоже, даже самые оздоровляющие меры теперь уже не смогут реанимировать распавшийся на молекулы "Союзмультфильм" в его прежнем имперском качестве - грандиозной национальной фабрики мульткино. В принципе сегодня ни одна российская мультстудия не берет на себя смелость выйти на флагманские позиции в мультиндустрии, поскольку сама отрасль теперь живет по законам рыночной конкуренции и остерегается централизованной корпоративности. И тем не менее на обезглавленной отечественной анимационной арене невольно определился круг основных производителей качественной мультпродукции, сумевших не только выжить в нынешних жестких условиях рынка, но также сохранить собственные творческие позиции и высокие профессиональные критерии.

Совершенно с особой ролью вошла в современную историю мульткино ныне знаменитая Московская мультстудия "КРИСТМАС", еще на рубеже 90-х годов начавшая успешно сотрудничать с влиятельными иностранными продюсерами. Опыт и плоды уже десятилетней работы этой мультстудии по заказам британских телекомпаний сегодня трудно переоценить. На базе отпочковавшегося от хиреющего "Союзмультфильма" творческо-производственного объединения за прошедшее десятилетие были созданы признанные во всем мире анимационные сериалы по пьесам Шекспира, по классическим операм, по Библии, затем по "Кентерберийским рассказам" и сказкам народов мира, а кроме того были собраны великолепные творческие и производственные силы со всей России. Ведь именно "Кристмас" все пост-перестроечные годы дарит нашим изголодавшимся по настоящему делу аниматорам уникальную возможность работать с прекрасным сценарным материалом в режиме хорошо отлаженного европейского производства и создавать при этом высокохудожественные произведения, в самых трудоемких техниках и с выразительной авторской интонацией. Печально, конечно, что прекрасные "кристмасовские" мультфильмы наших знаменитых российских режиссеров Натальи Орловой ("Гамлет" и "Ричард Ш"), Станислава Соколова ("Буря", "Зимняя сказка" и "История Иисуса"), Натальи Дабижи ("Севильский цирюльник" и "Авраам"), Валерия Угарова ("Волшебная флейта" и "Вошебная кисточка"), получившие немало международных наград, создавались для англо-говорящей публики Запада. Оттого их выход к отечественным зрителям в русскоязычном варианте осложняется множеством проблем. И все же спасибо британским продюсерам за то, что ради приобщения западных тин-эйджеров к шедеврам мировой классики, они дали возможность всему миру узнать о современных мастерах российской школы анимации, а нашим художникам - удачный шанс сохранить себя в уникальной профессии. К тому же в 1998 году благородную эстафету "Кристмаса" успешно подхватила Московская студия "Человек и Время" под руководством Тенгиза Семенова, начав и на своей скромной базе реализацию части британских мультпроектов по экранизации мировой литературной классики. Первой их "ласточкой" стал получасовой фильм Натальи Орловой "Моби Дик" (в сложной технике "живописи на стекле"), номинированный на "Нику", а уже на Тарусском экране 2001 года с успехом прошли фестивальные премьеры новых кукольных фильмов студии по норвежской и арабской сказкам "Три сестры, упавшие в гору" (реж. Екатерина Михайлова) и "Корона и скипетр" (реж. Мария Муат).

Кстати постановщицы этих новых российско-британских кукольных сказок за последние годы больше чем кто-либо отведали горечь и тяготы независимой и в сущности бесплатной работы над своими прежними незаказными картинами - часовой музыкальной лентой "Короли и капуста" по мотивам романа О.Генри (реж. М.Муат) и  получасовой сказкой по Гоголю "Ночь перед рождеством" (реж.Е.Михайлова). Сам тот факт, что режиссеры и особенно дебютантка Катя Михайлова отважились взяться за столь трудоемкие и технологически сложные проекты в современних безнадежных экономических условиях на небольшой московской студии "Анимафильм", ставит их работу в ранг героической подвижнической акции. Ведь отечественное кукольное кино особенно пострадало от всех социальных метаморфоз. В производстве кукольных фильмов, в отличие от рисованного кино, невозможно обойтись услугами наскоро подготовленных юных мультипликаторов или вытянуть такое трудоемкое и дорогостоящее дело усилиями одного, даже сверхработоспособного автора. С куклами может работать только хорошо слаженная команда профессионалов высокой пробы, годами или даже десятилетиями постигавших все премудрости редкого и нелегкого ремесла - оживлять проволочно-шарнирных, тряпично-пластиковых персонажей и весь их рукотворный мирок. Полноценное производство кукольного кино - от создания объемных героев из различных материалов по сложным чертежам художников до скурпулезного их одушевления на макете под кинокамерой - сегодня в России может осилить лишь очень хорошо оснащенная студия. Такая, как "Кристмас", проверившая свои силы десятилетней работой по эксклюзивным заказам богатых британских продюсеров, либо как всемирно известная команда Гарри Бардина, работающая с 1991 года на собственной независимой студии "Стайер", но также в сотрудничестве с европейскими продюсерами. А небольшие съемочные группы Марии Муат или Екатерины Михайловой могли рассчитывать только на собственные энергетические запасы, талантливые руки мастеров и свою женскую выносливость. Тем не менее и их "домашние" авторские фильмы стали значительными фактами современного художественного процесса в нашем мульткино, а дебютная лента "Ночь перед Рождеством", покорившая эффектным изобразительным решением (художник Нина Виноградова), даже получила  несколько фестивальных наград в России и за рубежом.

Отметившая в конце 1998-го года свое десятилетие известная Московская студия "ПИЛОТ" начала еще в начале 90-х собирать у себя молодые силы российской анимации и коллекционировать фестивальные награды за авторские фильмы - "Корова" Александра Петрова, "5\4" Ивана Максимова, "Его жена Курица" Игоря Ковалева, "Другая сторона" Михаила Алдашина, "Гагарин" Алексея Харитиди и другие. Однако в последние годы эта прославленная мультстудия настроилась на производство рисованных сериалов западного образца. Новая индустриальная ориентация студии Александра Татарского, вероятно, предполагает обеспечить "Пилоту" избавление от экономических проблем и выход на мировой рынок теле-шоубизнеса, хотя и таит опасность для нынешних пилотовцев увязнуть в рутинной коммерческой работе и совсем забыть о свободном авторском творчестве. В последние годы на пилотовской базе в Москве над многосерийным детским фильмом "Майк, Лу и Ог" для американского телеканала "Картун Нетвок" (Cartoon Network) работал отборный коллектив лучших режиссеров и художников из России, Украины и Белоруссии, а еще - анимационные цеха в Южной Корее и продюсерский коллектив в США. О художественных достоинствах рисованного сериала самое первое представление давал короткий фильм-пилот, созданный маленькой группой российских аниматоров под руководством Михаила Алдашина как штучная работа в лучших традициях "пилотовской" школы. Но о художественной ценности и товарной конкурентноспособности всего международного проекта можно будет судить после того, как первые его серии пройдут крещение в западном теле-видеопрокате и на фестивальном экране. Именно от успехов первой части этого сериала во многом зависит будущая судьба и творческая политика современного "Пилота".

В конце 90-х список значительных авторских работ пилотовцев после "Рождества" М.Алдашина продолжился исповедальной лирической картиной Станислава Ушакова "Раньше я жил у моря" (1998 г.) и экологической страшилкой самого Александра Татарского "Унесеннные ветром" (1999 г.). Если авторская лента Ушакова о детском ощущении жизни в маленьком приморском городке своей мягкой пластикой, тонким перьевым рисунком и нежной ностальгической интонаций больше напоминает о традициях поэтической "союзмультфильмовской" школы, то черный юмор и изобразительное решение последнего авторского фильма Татарского, поведавшего кошмарную фантазию о возвращении  к жизни выпотрошенных кур, скорее отсылает к мрачной эстетике знаменитых авангардистских лент одного из основателей "Пилота" Игоря Ковалева ("Его жена Курица", "Андрей Свислоцкий", "Птица в окне"), который с 1992 года работает на известной американской мультстудии "Класки Щупо". К сожалению, после отъезда Ковалева с целой группой пилотовцев первого поколения в Америку, который стал несомненно драматическим событием в истории "Пилота", Татарскому никак не удается собрать вокруг студии столь же яркую и преданную команду единомышленников. Возможно, по этой причине выстраданные авторские проекты Татарского теперь так редко и трудно воплощаются в жизнь, а возможно - сама наша трудная реальность предлагает талантливому режиссеру и продюсеру резонные основания менять свои творческие планы и художественную программу "Пилота". И все же миллениум дал возможность известной мультстудии украсить фестивальный экран "Тарусы-2001" сразу тремя достойными авторскими фильмами. Белорусский режиссер Михаил Тумеля порадовал ценителей эстетских упражнений с формой метафорической историей жизни простого мяча ("Мячик"), а новые пилотовские дебютанты Андрей Соколов и Степан Бирюков своими почти полярно разностильными  авторскими работами "Latex"  и "Соседи" показали, что и сегодня в "Пилоте" рождаются таланты с совершенно непохожим творческим мироощущением.

Московская мультстудия "АРГУС" позже "Кристмаса" и "Пилота" вышла со своей продукцией на отечественный и международный кинорынок, но за последние годы также заявила о себе рядом интересных фильмов, созданных в традициях классической рисованной анимации ("Иван и Митрофан", "Кот в сапогах", "Детективный дуэт"). И пожалуй, именно эту независимую компанию можно было бы сегодня назвать, хотя и с некоторой натяжкой, продолжателем давних "союзмультфильмовских" традиций в производстве простых и зрелищных мультфильмов для детей и семейной аудитории. "Аргус" приобщил к своим делам множество специалистов разных анимационных профессий и в том числе известных режиссеров Сергея Айнутдинова, Александра Давыдова, Анатолия Петрова, Алексея Шелманова и Алексея Туркуса, а Анимационный Лицей, который родился благодаря поддержке студии, уже с 1991 года готовит "Аргусу" качественное молодое пополнение. Заканчивая профессиональное обучение,  лицеисты постепенно подключаются к студийному производству, а самые талантливые выпускники даже дебюытируют со своими авторскими проектами. Именно фильмы аргусовских дебютантов Натальи Березовой  ("Маргарита", "Дети в небе Кельна", "Кошачья история", "Моя жизнь") и Дениса Цыбулькина ("Слондайк") ныне представляют студию на международных и отечественных смотрах и дают основание расширить привычное представление о качестве аргусовской продукции. И потому особые надежды руководители "Аргуса" сегодня возлагают на творческую фантазию своей молодежи, на продолжение с их помощью производства оригинальных приключенческих сериалов "Детективный дуэт" и "Слондайк", а также на завершение полнометражных сказок "Руслан"  и "Щелкунчик". Кстати рисованный пилотный ролик Татьяны Ильиной к ее будущему полнометражному авторскому фильму "Щелкунчик" на музыку Чайковского уже принес режиссеру и студии "Всемирную Золотую Медаль" престижного Нью-Йоркского кинофестиваля, на которую были номинированы и новые проекты Диснеевской компании.

Нельзя не вспомнить, что за последние годы довольно громко заявила о себе и новая московская кинокомпания "Ф.А.Ф. Энтертейнмент", дебютировавшая выпуском уже хорошо известного мультсериала "Незнайка на Луне". 12 серий рисованного "Незнайки" с традиционной "союзмультфильмовской" анимацией, конечно же, не претендуют на особые творческие открытия, но зато дают возможность нашей нынешней ребятне видеть в отечественном кино- и видеопрокате достойных конкурентов популярным героям современных западных комиксовых сериалов, заполонивших все российские экраны. А на фестивальных горизонтах компания "Ф.А.Ф" уже прославилась как продюсер серьезного полнометражного кукольного фильма белоруса Михаила Тумели "Волшебная свирель" по осетинскому эпосу и нового авторского фильма "Носки большого города" лауреата многих международных наград Андрея Ушакова. Уже сам факт поддержки прагматичными новорусскими продюсерами эстетской авторской ленты Ушакова про живописные городские скитания носков - сколь красивой по изображению, столь же и туманной по сюжету, -  дарит нашим молодым режиссерам надежду осуществить и свои смелые "фестивальные" замыслы.

Но конечно лидером в производстве штучной фестивальной анимации в последние годы стала в России Московская ШКОЛА-СТУДИЯ "ШАР", на базе которой создают свои авторские работы лучшие ученики наших знаменитых мастеров с Высших режиссерских курсов - Федора Хитрука и Юрия Норштейна, Андрея Хржановского и Эдуарда Назарова. Самые известные фильмы студии "ШАР" - "Русалка" Александра Петрова, "Лев с седой бородой" и "Долгое путешествие" Андрея Хржановского, "Нюркина баня" Оксаны Черкасовой, "Бабушка" Андрея Золотухина, "Розовая кукла" Валентина Ольшванга, "Аттракцион" Алексея Демина, "Нос майора" Михаила Лисового, - и одни из самых последних студенческих лент "Чудовище" Алексея Антонова, "Наступила осень" Екатерины Соколовой, "Любовь" Агамурада Аманова - собрали призовые "трофеи" самых серьезных фестивалей мира. Однако и на производство таких признанных картин приходилось подолгу дожидаться государственного финансирования или искать помощи спонсоров.

В этом смысле особенно интересной, на мой взгляд, представляется  история создания и художественное решение дебютного фильма Лисового "Нос Майора". Автор новой анимационной версии знаменитой повести Гоголя довольно смело соединил в одну сюжетную мозаику приключения сбежавшего от майора Ковалева носа и фамильярные диалоги героев Хармса и Хлебникова, выразительно дополняющие гоголевскую фантасмагорию. А в изобразительном решении он элегантно синтезировал язык традиционной объемной и рисованной мультипликации с модными конструктивными элементами полиграфического дизайна и компьютерной графики - в фильме "Нос" играют рисованные герои и перекладочные куклы, видео- и фотоизображение реальных объектов. Фактически для своей авторской ленты Лисовой придумал совершенно новую технологию - нарисовал и собрал все изображение в компьютере, затем отпечатал все картинки на принтере и снял покадрово на кинопленку. Однако поразившую профессионалов изящную технику художника и сам метод работы Лисового оказалось не так просто перенять. Ведь режиссер работал в одиночку на домашнем компьютере и на скромной технической базе независимой московской студии "ТПМ - Крыша", к тому же на скудном бюджете Роскино и Школы-студии "ШАР", который в процессе индексации и финансовых реформ за четыре года кинопроизводства реально сократился почти вдвое. Во всяком случае первоначальная смета фильма Лисового не имела бы никакого жизненного смысла, если бы коллеги режиссера по студии ТПМ Дмитрий Наумов и Валентин Телегин после успеха их знаменитой кукольной ленты по Кафке "Землемер" не отказались бы добровольно от запуска новой анимационной ленты по басне Крылова и не передали бы большую часть отпущенных им бюджетных средств в пользу новой экранизации гоголевского "Носа"...

Увы, несмотря на богатый творческий потенциал, собственные производственные возможности "ШАРа" нельзя считать стабильными и открытыми для новых достижений. Но хочется верить, что у руководителя студии маэстро Хржановского и его талантливых учеников найдутся спонсоры для воплощения их новых творческих идей и совсем не хочется думать, что прощально-ностальгическая интонация уходящего праздника жизни из последнего "феллиниевского" фильма Андрея Хржановского "Долгое путешествие" как-то проецируется на творческую жизнь прославленного автора "Стеклянной гармоники" и анимационной трилогии о Пушкине. Кстати, на реализацию пушкинских проектов "ШАРа", явно продолжающих традицию фильмов Хржановского с ожившими рисунками Александра Сергеевича - "Наступила осень"  Е.Соколовой и "Ваш Пушкин" О.Черкасовой - деньги все же нашлись, но ведь и 200-летний юбилей поэта случается не часто !

Зато у Оксаны Черкасовой и ее знаменитых коллег по СВЕРДЛОВСКОЙ КИНОСТУДИИ (Валентина Ольшванга, Андрея Золотухина, Сергея Айнутдинова, Алексея Караева, Валерия Фомина) после съемок ее пушкинского фильма снова остро вставал вопрос о выживании в Екатеринбурге их независимой анимастудии и собственного творческо-производственного плана. К сожалению, аниматорам Екатеринбурга все чаще приходится искать работу в столице или перебиваться на съемках дешевой провинциальной рекламы, забыв о прекрасных профессиональных традициях собственной свердловской школы анимации. И потому таким вдохновляющим воспринимается успех исповедального фильма молодого екатеринбургского режиссера Дмитрия Геллера "Привет из Кисловодска", который покорил жюри и публику последнего фестиваля в Тарусе изысканной анимационной пластикой, изяществом современного стилевого решения и щемящей ностальгической грустью о романтике ушедшего века. Только бы хватило у мастеров Свердловской мультстудии творческой энергии и увлеченности своим ремеслом, чтобы бороться с обстоятельствами жизни за будущие авторские замыслы.

К сожалению, из-за трудных жизненных обстоятельств трижды оскаровский номинант из Ярославля Александр Петров после прославленной "Русалки" смог найти средства на новый свой авторский, теперь уже Оскароносный фильм "Старик и море" по Хэмингуэйю - лишь в Канаде, а лауреат престижных международных фестивалей Константин Бронзит из Петербурга после шумного успеха "Свитчкрафта" снимал свой  знаменитый фильм "На краю земли" на французской студии "Фолимаж". И хотя эти триумфальные картины созданы российскими мастерами, сами фильмы и их международная слава, увы, не принадлежат России...

Сколько еще новых фильмов "отберет" у отечественной анимации современная культурная политика и нищета российского государства - сказать трудно. И все же очень хочется, чтоб никакие экономические трудности не помешали студии Гарри Бардина сделать вторую часть приключений очаровательной кукольной "Чучи", и чтобы новая картина знаменитого мастера принадлежала бы по праву его независимой московской студии "Стайер", где режиссер и продюсер Бардин уже снимал первую "Чучу", и пластилинового "Кота в сапогах", и бумажное "Адажио" . Хочется, чтобы воплотились в конкретные фильмы все забавные, приключенческие и сказочные сюжеты нового многосерийного мультсборника для малышей "Мультипотам", к работе над которым по инициативе Ассоциации анимационного кино России приступила Компания "Мастер-фильм" (руководители проекта А.Герасимов, Д.Наумов и В.Голованов). Этот долгожданный детский анимационный сериал предполагает объединить в общем творческом начинании усилия независимых российских режиссеров и маленьких мультстудий. Но возможность его реализации теперь зависит не столько от суммы государственной дотации, сколько от энтузиазма и терпения всех его создателей, тоскующих по живой творческой работе. Впрочем, анимация более чем какое-либо творческое дело воспитывает в российских художниках оптимизм и выносливость. А без них нашим аниматорам к концу каждой осени перед  профессиональной встречей в Тарусе приходилось бы пересчитывать только потери, а не награды и новые творческие идеи...

Наталья ЛУКИНЫХ, Журнал "Кино-коло", Украина, 2001 г.