“Мультики должны учить или лечить”
Так считает режиссер анимационного кино Марина Карпова

Марина Карпова
Любите мультики? Значит, мы похожи. Когда в телевизоре появляется рисованный персонаж, я сразу прилипаю к экрану. Иногда оставшуюся его площадь занимают мои друзья или члены семьи. Чтобы узнать о том, как “гипнотические” мульты появляются на свет, я поговорила с Мариной Карповой, которая их создает.

— Марина, ты режиссер анимационного кино, художник-постановщик и художник-аниматор в одном лице. Какую лепту каждое из твоих “амплуа” вносит в процесс рождения мультика?

— Из всей видеопродукции работа над анимационной, наверное, самая сложная. Изначально нужен грамотный сценарий. Затем в работу вступает режиссер. Он придумывает общий рисунок будущего фильма и собирает команду. Самая большая нагрузка в анимации, на мой взгляд, ложится на плечи художника-постановщика. Ему нужно создать дизайн всего фильма (экстерьеры, интерьеры, персонажей, детали, цвет), продумать технологию производства. Поэтому художник должен обладать обширными знаниями в искусстве и технологиях, хорошим вкусом и крепкой рукой. Когда персонажи нарисованы благодаря художнику-аниматору — третьему создателю мульта, они оживают в движении.

— То есть рисунки постановщика становятся теми кадрами, которые двигает аниматор?

— Верно, но если это касается рисованной анимации. Уточняю, потому что анимация — это все, что снято покадрово. Если я сейчас сниму покадрово тебя, сидящую на скамейке, это будет анимацией. Угнетает то, что настоящих художников-аниматоров в Беларуси осталось очень мало, а новых специалистов у нас не готовят. Научить “шевелить” картинки легко. Но умение дарить им жизнь, самому играть под этими масками, как в театре, приобрести невозможно. У человека должно быть природное сочетание качеств хорошего рисовальщика, актерских способностей, наблюдательности и чувства времени.

— А заработать в анимации хорошо можно?

— В анимации, как в любом искусстве, есть люди, которые стоят много и мало. Как и в кино, есть актеры, которые за смену бешеные деньги получают, а есть те, кто всю жизнь играет зайчиков и Дедов Морозов на утренниках. Тут все зависит от таланта, собственной дисциплины и способности всегда оставаться в форме. Бывает, месяцами нет работы, а потом делают сразу несколько предложений. Многих скачущий график выматывает.

— Ты смотришь чужие мультики, чтобы сделать свой?

— У меня ужасная память, поэтому без опасения попасть под чье-то влияние смотрю все, что получается. Книжки тоже читать бесполезно — все забываю. Было стыдно, когда знакомый спросил, что такое вертикальный монтаж, а я понятия не имела, что ответить. Приходится рассчитывать на интуицию. Некоторым мастерам, наоборот, важно, прежде чем сделать что-то свое, пересмотреть кучу чужого и пролистать ворох книг. Каждый ищет свой способ раскрыться.

— Скажи как профессионал, на каких мультфильмах надо воспитывать детей?

— У меня есть маленькая дочка, и мне не нравится ее пристрастие к дешевым мультсериалам анимационных телеканалов. Это просто жвачка. А мы хотим растить детей на вкусном и полезном. Скажем, на яблочках. Зачем кормить свое чадо этой жвачкой вместо фруктов? Считаю, детские мультики должны, прежде всего, учить или лечить, а не забивать хрупкое сознание тем, что его калечит.

— Над чем сейчас работаешь?

— Я делаю анимационную часть в детском игровом фильме в стиле японского аниме. По сюжету мальчик, от рождения не умевший ходить, придумывает фантастический мир, который помогает ему избавиться от недуга. Еще четыре года назад появилась у меня замечательная идея сделать большой анимационный сериал по белорусским легендам. В сердцах чиновников отклика она тогда не нашла. Сейчас, я надеюсь, у меня и моих молодых талантливых коллег появится шанс сделать интересный, современный и полезный проект.

Марина Карпова — призер Фестиваля женского кино в Минске (1998), Международного анимационного фестиваля “Крок” (Киев, 1998), фестиваля “Святая Анна” (Москва, 1999).

Татьяна Зиновьева, Вечерний Минск, 31 августа 2005 г.