Фестиваль КРОК — три дня «открытых дверей»

В прошедший уик-энд чертова дюжина Международного фестиваля анимационного кино КРОК провела третью по счету «Остановку по требованию» в киевском Доме кино. Так фестиваль, не раз упрекаемый в лабораторности и закрытости, собирающий лучших профессионалов-аниматоров со всего мира, назвал свои встречи со зрителями. Крупные международные киносмотры давно уже практикуют подобные акции, пользующиеся неизменной популярностью у любителей кино, под названием «Эхо фестиваля». Это своеобразный творческий отчет перед широкой аудиторией, который дает возможность посмотреть увенчанные лаврами ленты.

Программа КРОКа всегда насыщена до предела и, кроме собственно конкурсных показов, включает в себя невероятное количество интереснейших ретроспектив и специальных событий. И команда КРОКа, которую возглавляет генеральный директор фестиваля Ирина Капличная, и директор программ Александр Шпилюк постарались расцветить программу «Остановки по требованию» шикарной палитрой корабельных событий. Киевские зрители, заполнявшие в эти три дня оба зала Дома кино до предела, радовались встрече с рукотворным искусством, как дети. А детям- инвалидам и ученикам школ-интернатов были подарены КРОКом два чудных, наполненных смехом, добром и красотой «Супермультишоу», которые фестиваль проводит в городах, где останавливается по пути следования.

Украина и Россия, страны-основатели анимационного форума, делегировали нашим зрителям, среди которых были и любители, и подрастающее поколение профессионалов, будущих участников КРОКа, своих лучших представителей. Сопрезиденты фестиваля Давид Черкасский и Эдуард Назаров на заданный на пресс-конференции вопрос о перспективах фестивальных перемен были единодушны в своих пожеланиях. КРОКу хронически не хватает лишь финансовой стабильности, которая может открыть новые географические горизонты. А его необыкновенно творческая атмосфера и профессиональная добротность могут оставаться неизменными. Кстати, на этот раз встреча со зрителем состоялась благодаря активному партнерству с группой компаний «Фокстрот», включившейся не только в национальное кинопроизводство, но и решившей поддержать фестивальное движение. Остается надеяться, что удачная проба сотрудничества впишет «Фокстрот» в компанию постоянных и неизменных партнеров КРОКа навсегда.

С присущим фестивалю юмором была сверстана программа анимавечера «200 на троих». Эта кажущаяся детской «доза» была расшифрована просто: гениальным мастерам, «вдыхающим жизнь в души своих персонажей», Юрию Норштейну и Эдуарду Назарову в 2006-м году исполнилось по 65, а легендарной студии «Союзмультфильм» — 70. И в который раз завораживали зрителей своей удивительной пластикой норштейновские «Журавль и Цапля», вызывали неизменный смех и аплодисменты герои назаровского «Жил-был пес», ностальгически сжималось сердце в восхищении от любимых многими поколениями классических образов Ивана Иванова-Вано, Леонида Амальрика и Льва Атаманова.

Самый большой в мире международный анимационный фестиваль, проходящий во французском городе Анси, был представлен обширной и разнообразной программой своих интернациональных призеров. Разноплановый роман, созданный за 50 лет существования студии «Загреб-фильм» включает в себя более пятисот глав, разных по форме, содержанию и художественным достоинствам. Загребская студия занимает достойно место в ряду чтимых миром анимационных школ. В ретроспективу, показанную в Киеве, вошли работы разных лет, среди которых знаменитые фильмы Душана Вукотича, Бориса Копара, Неделко Драгича и датированная 2006-м годом «Теория отражения» Дарко Баклиза.

Ретроспектива членов жюри включила в себя фильмы ставшего уже классиком игольчатого экрана Жака Друена, самой юной из судей, работающей в технике гравировки на гипсовых пластинах, Реджины Пессоа, почитаемого учителя многих всемирно признанных аниматоров, гордости национального кинематографа Евгения Сивоконя.

Мастер-классы — неизменная составляющая всех фестивалей и его «Остановок». В роли гуру в этот раз выступил Михаил Алдашин, прошедший блестящую школу столь ярких индивидуальностей, как Юрий Норштейн, Эдуард Назаров и Андрей Хржановский. В творческом архиве Алдашина увенчанные многими международными наградами работы: «Охотник», «Рождество», «Букашки» и др. С 1998 года Михаил арт-директор и главный режиссер студии «Пилот», работающей сегодня над знаменитым проектом «Гора самоцветов».

Последний вечер был посвящен украинским анимационным премьерам. Их немного, но они, слава Богу, есть. Был показаны уже знакомые фестивальной публике работы Евгения Сивоконя, «Колыбельная» на музыку ВВ Олега Цурикова, милые сны маленького таракашки Алены Педан и два фильма с пылу-жару, вероятные участники конкурсной программы будущего КРОКа — «Зачарованный запорожец» Натальи Марченковой и «Курица, которая несла всякую всячину» Маши Медведь.

Для меня подлинным открытием этих КРОКовских дней стала презентация нового документального проекта «Фабрика чудес» пресс-секретаря фестиваля, известного московского журналиста Сергее Капкова, который стал автором сценария семи серий, составляющих проект. При повышенном интересе к документальному кино, надо заметить, фильмы просветительского характера, тем более объединенные одной тематикой, идут, как правило, по пути наименьшего сопротивления, кутаясь в густой флер штампов, и тон их раздражает навязчивой назидательностью.

Проект, созданный по заказу Федерального Агентства по культуре и кинематографии, посвящен анимации и сделан в телевизионном 26-минутном формате. Авторы дарят зрителю роскошную историю отечественной анимации не в душной пыли последовательного архивного построения, а через профессии, населяющие эту сказочную рукотворную страну, и ярчайших личностей, традиционно волшебствующих за кадром. Удачно найденная Сергеем Капковым форма интеллигентно, без лишних спецэфектов — да и кому они нужны при столь ярких героях и удивительном мире, в котором они живут, — воплощена в последовательно-логичный и теплый видеоряд режиссером Алексеем Вахрушевым. Рядовой зритель, как правило, не успевает читать титры, особенно в анимационном кино. Вдруг, в фильме, носящем название «Аниматор», мы знакомимся с теми, кто создал эти любимые образы для нас. Наталья Дабижа приглашает в свой удивительный кукольный мир, который становится, благодаря ей, совершенно осязаемым для нас, Виолетта Колесникова оказывается доброй знакомой — ведь мы уже давно покорены экспрессивностью созданных ею героев из хрестоматийного фильма Федора Хитрука «Фильм, фильм, фильм» или персонажами греческих мифов. Знаете ли вы, что аниматор — это рисующий актер, который, в отличие от студента театрального вуза, занимается этюдами на наблюдение и подражание всю жизнь, призывая себе в помощь не только внимание к малейшим деталям, но и проигрывая каждый свой рисованный или вылепленный образ перед зеркалом.

Следующий фильм — «Актеры». Самые великие из них вдыхали своими голосами в Удава, Леопольда, кота Матроскина, Волка, Зайца, Царя или Карлсона яркую индивидуальность характеров. Когда-то сестры Бумберг привели на «Союзмультфильм» Михаила Яншина. За ним потянулся весь цвет МХАТа. Евгений Леонов и Рина Зеленая, Клара Румянова и Анатолий Папанов, Мария Виноградова и Александр Леньков, Татьяна Пельтцер и Олег Табаков. Работа в анимационном кино — высший пилотаж профессии артиста. Василий Ливанов, оказывается, «списал» своего Карлсона со знаменитого кинорежиссера Григория Рошаля.

Мы увидели только два фильма из семисерийного проекта, сделанные с любовью, тактом и знанием дела. Будем ждать остальных. Хорошо бы их растиражировать не только для студентов и специалистов, но и для всех, кто любит анимационное кино.

КРОК — 2007 пройдет этим летом в Украине и мы обязательно встретимся со старыми знакомыми и их новыми фильмами.

Светлана АГРЕСТ-КОРОТКОВА, «День Украины», №10, вторник, 23 января 2007