Уберите этого с руля

В среду в Олимпийский комитет России (ОКР) было направлено открытое письмо с просьбой защитить права... Чебурашки. Послание подписали более сорока деятелей искусств, среди которых выдающиеся мультипликаторы Федор Хитрук, Юрий Норштейн, Гарри Бардин, Николай Серебряков, Эдуард Назаров. По мнению авторов письма, решение Олимпийского комитета об использовании образа Чебурашки в качестве талисмана российской делегации на предстоящей Олимпиаде, принятое без ведома автора рисованного персонажа - художника Леонида Шварцмана, "породило оскорбительный для аниматоров России казус". Впрочем, никаких материальных претензий к ОКР подписанты не предъявляют. Они хотят лишь извинений.

Чебурашка с Крокодилом Геной едут на велосипеде по обочине шоссе. Гена правит, Чебурашка сидит впереди него на руле. На посту ГАИ их тормозят. Обращаясь к Гене и указывая жезлом на Чебурашку, инспектор говорит: "Уберите этого с руля". "Я не сруль", - обиженно отвечает Чебурашка, - я Чебурашка" (старый анекдот).

"Господин Успенский совершил махинацию, граничащую с подлогом"
Чебурашка, Крокодил Гена, Дядя Федор, Матроскин c Шариком и многие другие сказочные герои ассоциируются в первую очередь с именем придумавшего их писателя Эдуарда Успенского. Иной раз забываешь о том, что внешний облик этих бессмертных персонажей - дело рук не только и не столько Успенского, сколько художников-мультипликаторов, буквально ожививших литературных героев. Между тем договор с Олимпийским комитетом об использовании образа Чебурашки подписывал лично Эдуард Успенский, хотя, как сказано в открытом письме, подлинным автором рисованного образа Чебурашки является народный художник РФ Леонид Шварцман. Решение Олимпийского комитета, говорится далее в письме, оскорбляет не только Шварцмана, но и всех аниматоров России.

"При регистрации собственных прав на персонаж "Чебурашка", - напоминают авторы письма, - г-н Успенский Э.Н. совершил махинацию, граничащую с подлогом. Он запатентовал не только имя персонажа, но и абрис (силуэт) героя, найденный Л.А. Шварцманом в ходе создания фильма". Допуская, что Олимпийский комитет находится не в курсе этой ситуации, авторы письма требуют от него извинений перед Л.А. Шварцманом через средства массовой информации. Как сообщил ГАЗЕТЕ сам Леонид Шварцман, о том, что Чебурашка стал символом российской олимпийской сборной, он узнал от журналистов. "Никто – ни Эдуард Успенский, ни Олимпийский комитет – со мной не связывались. Я позвонил в пресс-службу комитета, задал вопрос: "Как же так получилось, что мою куклу используют без разрешения и даже без уведомления?" Но вразумительного ответа не получил. Тогда я обратился к коллегам, и мы вместе написали это открытое письмо".

"История с Чебурашкой тянется давно, - добавил Шварцман. - Правда, Успенский никогда не общался со мной на эту тему. Лишь однажды, года четыре назад, от него позвонил секретарь и предложил участвовать в коммерческой раскрутке персонажа. Я спросил, на каких условиях. "Эдуард Николаевич предлагает вам 10 процентов". Мне такое предложение показалось унизительным, и я отказался. Тогда Успенский один запатентовал Чебурашку как товарный знак, и началась бурная коммерческая деятельность в Японии. Там стали выпускать кукол, значки, майки. Да и в России выходили различные издания – допустим, перекидные календари – с кадрами из фильма "Крокодил Гена" и рисунками Чебурашки, где указывалось, что автор персонажей - Эдуард Успенский, а Шварцман даже не упоминался".

"Я придумал и описал этого героя. Он мой"
Любопытно, что сам Эдуард Успенский не видит в случившемся ни проблемы, ни предмета для спора. "Авторы письма не правы в том, что Чебурашка принадлежит кому-то кроме меня: я придумал и описал этого героя, он мой, - убежденно заявил писатель ГАЗЕТЕ. - То, что я передал Чебурашку Олимпийскому комитету в качестве эмблемы российской команды, - правда. Мы подписали договор о некоммерческом использовании образа в течение трех месяцев, о закупке шести тысяч игрушек, которые будут розданы участникам Олимпиады. С моей стороны это было сделано безвозмездно".

"Тысячи художников рисуют Чебурашку, - говорит Успенский. - Шварцман - лишь один из них. Он имеет право на свой рисунок, не отрицаю. Да, Шварцман автор рисунка, но Олимпийский комитет приобрел игрушки "Чебурашка". А графическое изображение и объемное – разные вещи. Хотя, когда ко мне пришли из комитета, я им советовал поговорить и со Шварцманом. А за ним стоят какие-то люди, которым очень хочется раздувать скандал. Два года назад мы переписывались на эту тему с Юрием Норштейном, я объяснил ему свою точку зрения, и мы не поссорились, так что не пойму, какие ко мне претензии?..

Что касается того, что я не принимал участия в создании экранного облика Чебурашки... Это же бред сивой кобылы! Это был первый мультфильм в моей жизни, я сидел в студии вместе со Шварцманом и Качановым и принимал в работе над образом самое прямое участие! И потом - если вы возьмете сценарий "Крокодила Гены", то там говорится о зверьке, напоминающем лемура, то есть большие уши и большие глаза. Я не претендую на рисунок, пусть Шварцман продает его кому хочет. Но Олимпийскому комитету тоже не за что извиняться: он купил игрушки и будет их дарить, а не продавать".

"Обеспамятствовал, а проще - соврал"
Специально для ГАЗЕТЫ ситуацию прокомментировал и художник Юрий Норштейн, обращавшийся к Эдуарду Успенскому по поводу авторских прав на Чебурашку еще два года назад (см. письмо Норштейна на этой полосе). «Продемонстрировав публично свое бескорыстие, «любимец детворы» походя лягнул некоего Шварцмана: «Я посоветовал связаться со Шварцманом, - сказал классик, - но тот, по-моему, захотел, чтобы ему принесли чемодан денег». Успенский обеспамятствовал, а проще - соврал. Никто к Шварцману не обращался, тем более ничего не предлагал. Потому что Успенский уже давно переписал «эту квартиру», т.е. Чебурашку, на себя. Присвоил себе все авторские права, заявив, что без его чуткого руководства Шварцману и в голову не пришло бы нарисовать героев мультипликации такими, какими они потом полюбились зрителю.

Честно говоря, я удивляюсь скромности Успенского. Почему бы ему в «хлестаковско-ноздревском» кураже не сказать, что, еще будучи студентом-комсомольцем и уже тогда думая о Чебурашке, он тайно встречался со Шварцманом, наставляя его по части Кая и Герды (герои «Снежной королевы»). Бывало, до утра горел свет в одном из окон дома на Каляевской – это Успенский придирчиво отбирал сделанные Шварцманом эскизы. А что? Красивая картинка. Вранье нужно Успенскому, чтобы читатель проникся благородством «инженера человеческих душ». На фоне фантазий о Шварцмане с чемоданом денег его благородство – «отдаю бесплатно» - неподражаемо. Там, на Олимпиаде, Чебурашка на груди наших доблестных спортсменов получит такую рекламу, что, по сути, не ему должны платить, а он еще должен добавить. Так что не надо демонстрировать бескорыстие! Хромой бочар в Гамбурге, делающий луну, бесконечно правдивее фантазий Успенского. Но еще более фантастично предположение, что Успенский извинится перед Шварцманом за цветистость своей речи…»

"Сторонам следовало бы быть терпимее"
Пока Эдуард Успенский сохраняет уверенность в собственной правоте, а Олимпийский комитет недоумевает по поводу того, как сохранить лицо в этой ситуации. Президент ОКР Леонид Тягачев сообщил ГАЗЕТЕ: "Решением вопроса занимается юридическое управление Олимпийского комитета России, здесь много правовых аспектов. Использовать Чебурашку - это была идея нашего партнера, Bosco Sport, и утверждение Чебурашки как талисмана нашей делегации действительно не прошло всех необходимых стадий. Все происходило в форсированном режиме. Намерения были самые благие - сделать хороший, узнаваемый талисман, в итоге вышла сложная история, где оказалось замешано множество творческих работников, причастных к созданию образа. Хотя Олимпийский комитет, конечно, был бы рад такому талисману. Впрочем, не будем забегать вперед. Возможно, сторонам следовало бы быть чуть лояльнее, терпимее друг к другу".

"Персонаж был создан в соавторстве"
За разъяснением юридических сторон вопроса ГАЗЕТА обратилась к специалисту в области авторского права Игорю Силонову. «Думаю, в случае с Чебурашкой можно говорить о том, что персонаж был создан в соавторстве, которое регламентируется статьей 10 закона «Об авторском праве и смежных правах», - заявил он. По словам юриста, Успенский мог передать Олимпийскому комитету России право на использование литературного образа героя своего произведения, однако этого было недостаточно: для соблюдения закона Олимпийскому комитету необходимо было получить права на использование изображения (рисованного образа) у художника, заключив с ним соответствующий договор. «В любом случае по закону за нарушение авторских прав несет ответственность тот, кто образ использует, так что в данном случае заботиться о соблюдении закона должен Олимпийский комитет», - полагает Силонов.

Что есть соавторство
Статья 10 закона «Об авторском праве и смежных правах» определяет понятие «соавторство». Данная статья гласит, что «авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение». По закону авторам или соавторам произведения принадлежат исключительные права на их использование в любой форме, любым способом.


"ЖАЖДА ЗАРАБОТКА ВЫШЕ ПОРЯДОЧНОСТИ". ПИСЬМО ЮРИЯ НОРШТЕЙНА ЭДУАРДУ УСПЕНСКОМУ

В 2002 году Юрий Норштейн написал письмо Эдуарду Успенскому и получил ответ. Переписка не предназначалась для печати, но сегодняшняя ситуация вынудила Норштейна опубликовать в ГАЗЕТЕ свое послание писателю, которое открывает некоторые неясности в шумихе о Чебурашке.

Эдуард Николаевич!

Хотя мы с Вами на "ты", артикул требует официального обращения. Как человек с предрассудками, я оскорблен ситуацией вокруг Чебурашки, поскольку задета честь одного из лучших художников отечественной мультипликации за всю ее историю - Леонида Ароновича Шварцмана (к слову, и моего учителя на курсах мультипликаторов в 59-61 гг.).

Когда-то давно Вы начали абсолютно справедливую борьбу за авторские права на свои сочинения.

Но, борясь за права на Ваших героев, Вы решили пристегнуть к своему авторству и само изображение. Для этой цели Вы зарегистрировали изображения персонажей и Чебурашку в том числе, сделав себя автором образов.

Быстрота, с которой была проделана эта операция, говорит об одном: сегодня существует право шустрого, энергичного (в шукшинском понимании), а не истина.

Я не разбираюсь в юридической казуистике, но из своего общения с отдельными особями из их корпуса понял, что в первую очередь ими двигают деньги, потом игра законами, меньше всего нравственность, что же до истины, то она так и остается неопознанным объектом. Наверное, по этой причине сегодня так вольно живется преступникам. Истина и нравственность бессильны перед законом. И способен ли закон объять нравственные проблемы? Это область искусства. Искусство - путь к истине.

"Родися благодать и истина, а не закон" - так говорил один из Митрополитов XII в. Если бы юристом руководила истина, он, зная, что образ Чебурашки появился в фильме, постарался все же выяснить имя неизвестного художника, нарисовавшего неизвестного науке зверя, а не довольствовался Вашим изложением проблемы.

В "Новой газете" № 41, отстаивая свои права по другому поводу, Вы пишите следующее: "Слово и персонаж Чебурашка были придуманы мной в 1964 году, и на протяжении многих лет образ рекламировался и развивался".

Здесь полуправда. Слово не ваше, а народа-языкотворца.

Откройте 4-й том словаря Даля на букву "Ч". Читаем: "Чебурашка, ванька-встанька, куколка, как ни кинь ее, сама встает на ноги... Чебурахнутся, упасть, грохнуться, растянуться". Впервые этот глагол я прочитал у Горького в сказке про воробьишку.

Не нужно никого вводить в заблуждение. Да напечатай Вы в своей книге выписку из словаря, сколько проблем исчезло бы и дети просветились.

Писатели, употребляя областные наречия, всегда так поступают. И от Вас не убыло бы. И феноменальность Чебурашки не уменьшилась.

В 75-м году Борис Заходер говорил мне в Таллине: "Все же удивительно, какого героя придумал Эдик".

В азарте "все мое, и то, что за лесом, тоже мое" Вы пишите "образ рекламировался и развивался".

Все правильно. Только чей образ? Нарисованный художником Алфеевским в Вашей первой книге про Крокодила Гену? Или еще есть какой-то образ?

Если по рисунку Алфеевского, то почему ни малейшего сходства с нынешним, а если Вы сделали первый набросок, то почему он не был предложен тому же Алфеевскому. Нарисовала же Туве Янссон к своим книгам иллюстрации, и попробуй кто из художников присвой их себе.

Ответа нет, поскольку "развиваться и рекламироваться" Чебурашка стал после успеха фильма Романа Качанова "Крокодил Гена". (Вместе с Вами он был сценаристом всей серии фильмов, о чем Вы скромно молчите.) А я помню, с каким азартом рассказывал мне Роман про будущий фильм. Как всегда по-детски простодушно, придумывая на ходу трюки и добавляя: "Хорошую штучку придумал?"

А художником этого фильма и трех последующих был Леонид Аронович Шварцман, кого Вы пытаетесь превратить в простого исполнителя Ваших персонажей. Вы пытаетесь доказать недоказуемое, будто у Шварцмана не было другого пути, как только сделать персонаж в его нынешнем виде, будто Вы и были тем человеком, кто водил его рукой. Я неверующий, но все же думаю, что рукой художника водит какая-то другая сила, и уж если кто и двигал рукой, так это режиссер Роман Качанов. Я-то знаю, как работал Роман, поскольку был одним из мультипликаторов на его фильмах.

Достаточно сказать, что он режиссер фильмов "Потерялась внучка" и гениальной "Варежки". И как ни странно, художником фильмов был все тот же Шварцман (что-то я не слышал, чтобы Жанна Витензон, автор сценария "Варежки", высказывала права на изображение Девочки, Щенка или своры собачьих героев этого фильма).

Эдуард Николаевич, вспомните Ваше описание Чебурашки и сравните его с персонажем Шварцмана в мультипликационном фильме.

"Чебурашку сделали на игрушечной фабрике, но сделали так плохо, что невозможно было сказать, кто он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру. Глаза у него были большие и желтые, как у Филина, голова круглая, заячья, а хвост короткий и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат. Мои родители утверждали, что Чебурашка неизвестный науке зверь, который водится в жарких тропических лесах".

А теперь предлагаю сравнить рисунок Алфеевского с Вашим описанием и образом Шварцмана. По-моему, все очевидно без следственного эксперимента и понятых.

Легко, видя готовенького, объявить во всеуслышанье: "Он именно тот, которого я замыслил". А почему не рисунок Алфеевского? Знаете, Ваша позиция напоминает байку, как человек упражнялся в стрельбе на глазах у зрителей. Когда он промахнулся первый раз, он заявил публике: "Так стреляет моя бабушка". При втором промахе объявил, что так стреляет его дедушка и т.д., все последующие промахи отмечали стрельбу знакомых и всей многочисленной родни. И наконец цель поражена. Стрелок объявляет: "Так стреляю я!"

Вы знаете, что в Вашем описании фабрика сделала бракованную игрушку ("сделана так плохо"), а в фильме Романа Качанова персонаж превратился в трогательного обаятельного героя. Сделай он героя по Вашему описанию, никто бы его не заметил. И уж определенно не вызвал бы Чебурашка чувств, которые вызывает.

Вы сочинили замечательную историю. Он дала толчок фантазии, появлению фильма. Глупо не согласиться с фактом, что фильм пробудил интерес к книге, но именно через мультперсонажи, нарисованные Шварцманом. Более того, специфика мульткино такова, что персонаж проходит "обкатку" через игру, через съемку. Мультипликаторы внесли свою лепту, предложив отказаться от ножек Чебурашки, оставив лапочки, которые перекатывались во время движения. Вот так лепился и оживал Ваш персонаж.

Я не знаком с Вашим рисунком, который выдается Вами в качестве образа, но как бы он ни был сфантазирован, ушей не спрячешь - торчат. Как раз те самые, о которых в Вашем описании ни слова.

Вы не успели закрепить за собой юридически его облик, поступив со Шварцманом так же, как страна поступала с Вами.

Ну что же, Вы воспользовались в полной мере нашим прожорливым временем, в отрыжке которого только три понятия: властвовать, жрать, хватать. А называют это "первичное накопление капитала".

Если я и не разбираюсь в юридической казуистике, все же при любом направлении ветра отличу порядочность от бесчестия.

Недавно вышло новое издание "Крокодил Гена и его друзья". Художник воспользовался персонажами Шварцмана, но не упоминается его имя. Жажда заработка выше порядочности. (Но может, и хорошо, что имени Шварцмана нет; нарисовано-то плохо.)

Допускаю, что Вы, Эдуард Николаевич, не в курсе. Но пренебрежение к имени Шварцмана тиражируется Вашими поступками.

P.S. Эдик, вся крутня вокруг Чебурашки некрасива. Может быть, эта игра и прибавит в твоем кармане, но что касается уважения - вряд ли. Леля стар, чтобы воевать с тобой. К тому же его возможности и твои? Тебе хватит денег, чтобы найти тех самых адвокатов. Но ты когда-нибудь задумывался, что сама удовольствованность властью отвратительна? Не нужно никакой философии. Мы мастаки по части прекраснодушного вещания. Но итог нашей личности - не слова, а поступок. Вот такая картина.

Твой Юра.
Ноябрь 2002 г.

Сергей Капков, Мария Локотецкая, Илья Овчинников «Газета» 4.08.2004 г.