Ну, супостаты, отведайте-ка силушки богатырской!

Вот и ворвалась пресловутая национальная идея в отечественную анимацию. И слава богу! Доколе наши дети будут любоваться зеленым уродцем Шреком и следить за высосанными из пальца приключениями «подводной братвы»? Нам есть чем гордиться! У нас свои герои и своя история. Так решили питерские аниматоры и сняли полнометражный мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей». Правда, кино получилось не навязчиво назидательным, а очень даже смешным. Потому что снял его известный во всем мире остряк Константин Бронзит.

«А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!..» – старательно выводит чья-то рука на пергаменте под диктовку пафосного, закадрового голоса. Кто пишет – не видно, эта интрига разрешится в финале фильма. Но былинный пафос проходит быстро, как только древнерусский писарь сталкивается с первым грамматическим затруднением:
«Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шолох… не шилох…»

Перо раздраженно зачеркивает трудное слово, свиток сворачивается, краски пачкают уже написанный текст, раздается вопль крайнего раздражения, и пергамент разрывается в клочья. Таково начало этой стремительной анимационной истории, насыщенной трюками, гэгами и непредсказуемыми комическими поворотами.

Со времен «Заколдованного мальчика» (а это, между прочим, 1955 год), в нашей стране с полнометражными мультфильмами было ой как плохо. Правда, выходили на экраны и «Сказка о царе Салтане» патриарха Иванова-Вано, и советско-японские «Приключения пингвиненка Лоло», но шумного зрительского успеха они не имели, хотя в профессиональном плане были выполнены почти безупречно. А больше и вспомнить нечего. Но в последние годы отечественные кинопродюсеры решили возродить полнометражную анимацию. Можно долго спорить, кто стал нашей «первой ласточкой» - «Незнайка на Луне» или «Карлик Нос», но так или иначе конвейер заработал.

Что же представляет собой «Алеша Попович»? Прежде всего, 75 минут чистого, здорового смеха. Это пародия на героический эпос. Пародия не злая, а сделанная с любовью, что почти не характерно для этого жанра. Авторы искренне любят всех своих непутевых героев, начиная с былинного богатыря Алеши Поповича, в котором – как водится на Руси – силушки хоть отбавляй, а вот с умом явный недостаток, заканчивая бессловесным осликом Моисеем, который весь фильм только и делает что жует.

Интрига фильма проста, в отличие от навороченных сюжетов многих полнометражных лент, чем и хороша. Упустив злодеев тугарских с данью жителей Ростова, богатырь Алеша Попович должен восстановить свое доброе имя, вернуть золото и прогнать с земли русской Тугарина Змея. Помогают Алеше красна девица Любава и кучка чудаковато-придурковатых людей-зверей: это любавина бабка, алешин воспитатель – старик Тихон, говорящий конь Юлий Цезарь и ослик Моисей. Каждый персонаж по-своему великолепен и, что самое важное, смешон.

Алеша Попович вызывает гомерический хохот уже с первых секунд появления на экране. На словах сказителя «рос Алеша не по дням, а по часам», обаятельный карапуз вырывается из рук родителей и бежит к столу. Пока вскарабкивается на стул, у него вырастает попа, укрупняются ступни, а ложкой малыш орудует за десятерых. С малых лет он активно участвует в кулачных боях, лихо разбрасывая коромыслом ростовских мальчишек по кустам и канавам. При этом парнишка не замечает, что от коромысла не успела оторваться толстая старуха. Все эти «картинки юности» проносятся так стремительно, что зритель не успевает перевести дух и набрать в легкие воздуха для нового приступа смеха. Когда Попович в ударе, выражается он исключительно «эпосным» языком: «Ах ты, супостат лютый, отведай-ка силушки богатырской!» Но в схватке с басурманами, понимая, что не рассчитал силы, богатырь скисает. Обвешанный вопящими врагами, он ползет к огромному перевернутому чану, куда с трудом утрамбовались его хилые товарищи, и с надеждой спрашивает: «Место есть?»

Окружение главного героя не менее комично. Романтичная Любава с надрывным голосом и торчащими ушами всю дорогу пытается достучаться до сердца Поповича. В минуту отчаяния она восклицает: «Мне уже шестнадцать лет, а я еще в девках хожу!» Ее заботливая Бабуля, которая отправилась на битву с захватчиками исключительно из-за внучки, поначалу ненавидит Алешу, ведь от него в Ростове одни неприятности. Но к концу путешествия она не только не возражает, но даже поощряет любавины чувства. Несмотря на синяки и шишки, кои сыплются на горе-компанию бесконечно. Особенно достается деду Тихону. Он отвечает за своего воспитанника головой и в прямом, и в переносном смысле. Тихон уверен, что без него «малыш» пропадет, и суется во все передряги с уверенностью богатыря. Правда, обижается, когда в минуту опасности конь Юлий предлагает: «А пусть первым пойдет Тихон, он старый – его не жалко…»

Конь – это особ статья. Его создавали по образу и подобию Ослика из «Шрека», но немного переборщили. Он тоже не закрывает рта, но иногда его становится слишком много. Учитывая то, что шрековский друг был в своих помыслах и поступках искренним, а конь Юлий – трус и обманщик. К сожалению, таковым он остается до конца, а его природная алчность не притупляется даже тогда, когда, казалось бы, он был наказан за нее сполна. И это на каком-то этапе начинает раздражать. Конечно, конь проходит все приключения и испытания наравне с другими персонажами, с ним связано наибольшее количество удачных острот и гэгов, но лично я так и не смог его полюбить. Видимо, такие же чувства испытают и некоторые другие зрители. И в этом существенная ошибка создателей фильма.

Есть в фильме еще один любопытный персонаж – киевский князь. За него говорит Сергей Маковецкий, чей голос напоминает интонации нашего президента. Да и сама сцена во дворце весьма символична. Особенно показателен эпизод, где князь перелезает через стол, чтобы поближе рассмотреть спасенное героями золото. Следом за князем через стол (и именно через княжеское место) лезут по очереди все бояре.

Кстати, на золоте, которое Тугарин Змей отобрал у ростовчан и переплавил, красуется высеченная «проба»: 2GARIN. Впрочем, в мультфильме столько неожиданностей, что предсказать дальнейший ход событий в каждом эпизоде невозможно. За каждым поворотом дороги и каждым поступком персонажей кроется очередной гэг, пересказывать которые на страницах газеты – дело неблагодарное.

«Алеша Попович и Тугарин Змей» - кино доброе. О добрых людях и благородных поступках. Оно учит старой истине: не ошибается тот, кто ничего не делает. И злодея «монголоидного вида» побеждают всем миром: бабка, дедка, внучка и… домашние животные. Это история о вечных ценностях – любви, смелости и чести.

Это кино наше, созданное в лучших традициях советской анимации, лишенное надоевших голливудских клише, наконец – озвученное по-человечески, а не визжаще-дребезжащими голосами неудавшихся артистов.

Снят «Алеша Попович» за сравнительно небольшие деньги – всего за один миллион шестьсот тысяч долларов. Для сравнения: «Щелкунчик» потребовал вложений в три с половиной миллиона евро, «Незнайка и Баррабас» - три с половиной миллиона долларов. Интересно, каким бы получился «Алеша» будь у него такой же бюджет?


Константин Бронзит: «Клоуном быть сложно, но почетно».

В Питере он знаменитость. В международной анимации – признанный авторитет, мэтр. В стане московских «патриархов» - талантливый парень, с которым уже, пожалуй, можно общаться на равных, ибо у него – большое будущее. Да и настоящее – на зависть многим. Каждый новый фильм Константина Бронзита ждут, как праздник, все поколения аниматоров. Его работы всегда необычайно смешны, остроумны, ярко индивидуальны. С режиссером беседовал Сергей Капков.

Костя, насколько я знаю, ты не спешил запускаться с полнометражным кино, а первоначальный сценарий «Алеши Поповича» тебе не понравился совсем. Почему ты все-таки взялся за него?

В какой-то степени, из-за безвыходной ситуации. Наша студия «Мельница» стояла перед серьезной проблемой запуска второго полнометражного мультфильма. Только что на экраны вышел «Карлик Нос», на который было потрачено много сил, энергии, собрался замечательный творческий коллектив, многих специалистов мы «взрастили» сами, и поэтому очень не хотелось разбегаться. А вопрос стоял именно так – или кино, или студия закрывается. Срочно стали искать сценарий, подвернулся «Алеша Попович». Я, действительно, не был в восторге. Диалоги мне понравились, они смешные, а вот события меня не устраивали. Но продюсеры Александр Боярский и Сергей Сельянов приняли решение – запускать. И мы договорились: я берусь за постановку, но меняю сценарий. Они и представить себе не могли, что изменения будут такими радикальными!

Алеша Попович стал тебе интересен как абстрактный персонаж или именно как былинный герой?

Конечно, в первую очередь – как русский фольклорный персонаж! В этом смысле нам невероятно повезло. Мы насытились «Аладдинами» – это международная тема, за которую может взяться кто угодно. Это уже неинтересно. А «Поповича» можем сделать только мы. Это наша почва, наша родная тема. Странно, что раньше до нее никто не дошел.

Короля, как известно, играет свита. Рядом с Алешей – изумительные характерные герои, которые даже внешне созданы для всевозможных нелепостей…

На самом деле, это в хорошем смысле клише. Всегда, в любой комедии есть набор второстепенных персонажей, который интересен именно в группе, в общении друг с другом. У каждого из наших героев свой характер – кто-то более говорливый, кто-то менее. Но менее говорливый не стал менее ярким! Все одинаково смешны и оригинальны.

Но тебе интереснее работать с главным героем или с такими вот «чудиками»?

Нет-нет, в этом смысле у нас нет перекоса! В Голливуде это клише бесспорное – так называемый бэкграундный персонаж – но мы от него ушли. Взять ту же Мулан: это девушка пафосная, серьезная, но в ее окружение есть дракончик, на котором держится все смешное. А у нас смешны все, и все равноценны. И в этом смысле нам интересно было снимать каждый эпизод фильма.

С самого начала твоей карьеры всем было ясно – Бронзит чувствует смешное, как никто. Лично для тебя анимация – искусство развлекать?

Для меня анимация – это средство выражения творческой мысли. У вас, журналистов или писателей, что в руке? Слово. У художников – кисть. У меня – кинокадр. Когда мне безумно хочется что-то высказать, чем-то поделиться – не в смысле морали, а в плане шутки, - я начинаю снимать кино. Люди развлекаются, им это нравится, и возникает некая цепная реакция. Клоуном быть сложно, но почетно.

А почему ты клоун? Почему твои фильмы всегда взрывоподобны, неожиданны, и в зале всегда смех? Это идет от твоего внутреннего состояния?

Нет. Это искусственное желание делать так, а не иначе. Внутреннее состояние мое совсем иное. Физиономия-то у меня почти всегда кислая. Простоя я воспитан на Диснее, Чаплине, я «болен» ими. И, как мне кажется, я всегда буду делать смешное кино.

В одном из интервью ты назвал себя спринтером, твоя стихия – авторское, короткометражное кино. Но теперь ты попробовал себя и в полном метре. Понравилось?

Это немного преждевременный вопрос. Пока еще остается ощущение мандража. Я не знаю, как воспримет фильм большой зал. Я спринтер, а на большой дистанции очень трудно шутить ежесекундно, это даже невозможно. Более того, зрителю это и не нужно, он устанет.

Понравилось? И да, и нет. Это тяжело. С одной стороны были невероятно сложные условия – сделать фильма за год. Я не знаю подобного прецедента, но таковы были правила игры. Конечно, не обошлось без потерь: я вижу шероховатости, которые не видит зритель, но профессионалы обязательно заметят. И я переживаю из-за них.

Как ты правильно подметил, полнометражный фильм требует огромного количества гэгов, шуток. Вы их вымучивали, или они рождались в процессе работы сами собой?

Как ни странно, все шло на удивление легко. Диалоги писал автор первоначального сценария Максим Свешников, а мы с Ильей Максимовым – режиссером «Карлика Носа» -  запирались в комнате и сочиняли, хохмили, выплескивались, оставалось только шлифовать. Возможно, так получилось не потому, что мы такие уж расталантливые, а, скорее, помогло ощущение цейтнота. Оно нас мобилизовало.

Костя, ощущаешь ли ты процесс возрождения полнометражной анимации в России? Есть ли у нее будущее?

Я бы не назвал это возрождением. Это ошибочное впечатление. Такое мнение у людей сложилось по случайности, потому что в конце года вышли сразу три ленты для широкого экрана – «Незнайка и Баррабас», «Щелкунчик» и «Алеша Попович». Первые две делались несколько лет, а к финишу мы пришли вместе. Это не означает, что в следующем году тоже выйдут три или четыре картины. Может не выйти ни одной. Да и качество у большинства таких фильмов пока оставляет желать лучшего. О возрождении говорить рано, но процесс идет.

А можно ли говорить о втором рождении питерской анимации? Ведь после войны в Ленинграде никто ею не занимался, не было ни одной студии. А сейчас, по-моему, даже зародилась питерская школа.

Конечно! В Питере успешно работают сразу две большие коммерческие студии. Это «Петербург» и «Мельница». Первая выпускает хороший, добротный, профессиональный сериал «Смешарики», рассчитанный на маленьких детей. А мы уже выпустили два полнометражных фильма. Кассовый сбор «Карлика Носа» пока не побил никто. Возможно, мы же и побьем.

Еще на последнем анимационном фестивале в Суздале продюсер Анатолий Прохоров выступил с речью, что вот, мол, господа, факт, которого так долго все ждали и боялись, свершился – центр российской анимации переместился в Петербург. И для Москвы это, к сожалению, не прикол, на ближайшие два-три года столица отстала. Спасти ее может, разве что полнометражный «Князь Владимир», но его что-то тоже больно долго снимают. Увидим.

А кто твои учителя и кумиры в профессии?

Непосредственные учителя Александр Татарский, Анатолий Прохоров, Федор Савельевич Хитрук. А дальше – все выдающиеся мастера, чьи фильмы я смотрел и на чьих фильмах учился. Самые яркие – Майкл Дюдок де Вит (его «Отец и дочь» для меня фильм номер один!) и Марк Бейкер, мой ровесник, но гениальный режиссер. На этих людей я ориентируюсь, это звезды.

Есть ли у тебя фильм-мечта, незакрытая но заветная тема?

Нет. Я не знаю, хорошо это или плохо, но у меня нет мечты. Наверное, хорошо, потому что я ни на чем не зациклен, спокойно сплю. Я свободен. Завтра может появиться любая идея, которой я заинтересуюсь и возьмусь за нее с большим удовольствием.

БРОНЗИТ Константин Эдуардович

Родился 12 апреля 1965 г. в Ленинграде.

В 1993 окончил Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное училище имени В.Мухиной (факультет дизайна), в 1995 – Высшие режиссерские курсы при ВГИКе (мастерская Ф.Хитрука). В 1994 -95 годах работал на студии «Пилот». С 1996 – на студии «Позитив–ТВ», затем – на студии «Мельница». Прославился в 1995 году фильмами «Пустышка» и «Switchcraft» (гран-при МКФ в Анси, Франция). Константин Бронзит работает исключительно в комедийном жанре. Его фильмы вызывают гомерический хохот даже у строгих критиков. Фильм «На краю земли» (1999), который Бронзит снял на студии «Фолимаж» (Франция), за два года собрал около 70 международных призов, «Божество» (2003) – около 20. Одновременно с «Алешей Поповичем» закончил работу над короткометражным мультфильмом «Кот и лиса» в рамках проекта «Гора самоцветов» (московская студия «Пилот»).


Сергей Капков, 2004 г.