Русских богатырей покажут всей Европе

За месяц проката фильм «Алеша Попович и Тугарин Змей», снятый в Петербурге, собрал рекордную для отечественной мультипликации сумму - порядка $ 1,5 млн. Скоро появятся мультики о подвигах двух остальных участников героической троицы - Ильи Муромца и Добрыни Никитича.

Петербургская ООО «Мельница» существует на рынке 4 года. Свой первый полнометражный фильм «Карлик Нос» она создала в 2002 году. «Алеша Попович и Тугарин Змей» - вторая полнометражная работа аниматоров.

«Вообще о прибыльности «Алеши Поповича» можно говорить только через год, когда мы заключим договоры с зарубежными дистрибьюторами», - рассказывает продюсер ООО «Мельница», Александр Боярский. А пока фирма получит только 30 % от суммы проката, которые пойдут на погашение различных долгов. «Мельница» должна расплатиться с инвесторами, сотрудниками, обновить оборудование и прочее. Остальную прибыль от мультфильма поделят кинотеатры (50 %) и фирма- дистрибьютор (20 %).

Герои троицы

На быстрое развитие студии в значительной мере повлиял успех «Карлика Носа». Этот анимационный фильм собрал в российском прокате 650 тыс. руб., а сборы в Германии составили 1 млн. евро. После окончания работы над «Карликом Носом» студия начала производство «Алеши Поповича», а сейчас аниматоры работают над подвигами другого русского богатыря - Добрыни Никитича. В проекте - рассказать зрителям о сражениях третьего былинного героя, Илья Муромца. Мультипликаторы отмечают, что для создания качественного анимационного кино нужен талантливый режиссер, хороший сценарий и опытная студия.

Дорога к прокату

«Сегодня даже хороший мультфильм продать сложно. Для этого нужно заключить договор с сильной фирмой-дистрибьютором. Когда мы работали над продвижением «Карлика Носа» (первая полнометражка студии), мы сделали ряд ошибок при продвижении. Когда начали работу над «Алешей Пововичем…», стали представлять вырезки из мультфильма за 8 месяцев до его выпуска, когда работа только начиналась.

Фирма-провайдер «Наше кино» демонстрировала мультфильм на различных кинорынках, договаривались о прокате. Дело в том, что у каждого кинотеатра существует свой прокатный план и договориться о показе фильма на определенный срок сложно. Эти факты также надо учитывать», - рассказывает Александр Боярский. Кроме проката, получить прибыль мультфильм может благодаря показу на телевидение и распространению на домашнем видео. «Но основной доход мы получаем именно благодаря прокату», - комментирует Александр Боярский.

Анимационнная фабрика

Средний срок производства полнометражного мультфильма - 1 год. В студии «Мельница» над каждым анимационным фильмом работает порядка 150 человек. «Аниматоров мы готовим сами. Для этого почти перед каждым проектом открываем бесплатные курсы аниматоров», - рассказывает Александр Боярский. «Когда я пришла устраиваться аниматором, меня попросили нарисовать три картинки. - рассказывает девушка-аниматор. - «На всех трех я должна была изобразить Микки-Мауса. На одной он убегал от пчелы, на другой подбрасывал гирю, а на третий танцевал фокстрот. Задача была нарисовать рисунки за определенное время. Первые два сюжета я нарисовала легко, с третьим возникли трудности. В итоге, меня все же взяли на работу, хотя танец фокстрот я так и не научилась рисовать», - смеется сотрудница.

Мужское начало

Режиссером- постановщиком большинства мультфильмов, производимых на «Мельнице», является Константин Бронзит, известный благодаря таким полнометражным мультфильмам, как «Бог», «Die Hard» и др. Как отмечают сотрудники, работать с известным режиссером легко, но есть у него свой пунктик - он считает, что из женщин никогда не получится известный режиссер. «Об этом говорит опыт мирового кино. Посмотрите, почти все хорошие режиссеры- аниматоры - мужчины», - подтверждает Бронзит.

Смешарики

В Петербурге также активно растет студия анимационного кино «Петербург», которая занимается производством сериала для телевидения «Смешарики». Численность сотрудников в ООО «Петербург» порядка 200 человек, а план показа 200-т серий мультсериала рассчитан до 2007 года. Эта студия также планирует выпустить полнометражное кино. Инвестором студии «Петербург» является компания «LG Electronics».

В Москве также развивается 3-4 студии, которые производят полнометражные фильмы. Это такие фирмы, как «Солнечный дом», «Аргус» и др. В продаже можно найти такие московские полнометражки, как «Незнайка в Солнечном городе», «Щелкунчик» и другие.

Татьяна Казачкова, Деловой Петербург 27 Января 2005 года