АТАМАНОВ

В 1951 году я закончил ВГИК и получил приглашение Льва Константиновича Атаманова на фильм ╚Аленький цветочек╩ в качестве художника-постановщика. Моим сопостановщиком стал Винокуров Александр Васильевич, закончивший ВГИК в 1950 году. Так началось наше многолетнее сотрудничество. Режиссер Атаманов и художники Винокуров и Шварцман. Я вспоминаю эти годы нашей совместной работы как самые радостные и светлые в моей жизни. Ну, во-первых, мы были молоды, полны творческого энтузиазма и интереса к работе. Нашим бесспорным лидером был всегда Лев Константинович. Не только как режиссер, генератор всех замыслов и идей, но и как старший товарищ, непререкаемый авторитет, стоящий на ступеньку выше нас во всем, в культуре, в творчестве, да и вообще в жизни.

Винокуров, прекрасный живописец, решал декорационную сторону фильма.

Я, как рисовальщик, работал над созданием персонажей. Раскадровка тоже была моей частью работы. Лев Константинович рисовал, мягко говоря, по-любительски. Но этого было достаточно, чтобы выразить свои мысли и пожелания. Я его прекрасно понимал и в своих рисунках воплощал его идеи. Так создавалась раскадровка, где намечались персонажи и композиции будущих кадров фильма. Затем Атаманов, с секундомером в руках, садился за режиссерский сценарий. Большим подспорьем в этой работе были мои рисунки. Каждый этап подготовительного периода совместно обсуждался, не обходилось без споров, иногда весьма бурных.

Так проходила работа над ╚Аленьким цветочком╩ и ╚Золотой антилопой╩.А когда мы, в 1955 году, приступили к работе над ╚Снежной королевой╩, и нам необходимо было прочувствовать атмосферу Дании, Копенгагена, мы на две недели поехали в Ригу, Тарту и Таллин. О Западной Европе в то время и мечтать нельзя было. Эта поездка втроем нас сблизила еще больше. Мы там фотографировали, рисовали, бродили по удивительным улицам и закоулкам этих чудесных городов, гуляли по берегу моря, увидели впервые дюны. Это стало для нас откровением. И все это легло в основу фильма. Определило его дух и сущность. Сколько было интересных бесед и обсуждений увиденного. Сколько споров, обид и примирений. И, как всегда, Лев Константинович оставался лидером, третейским судьей, наставником.

А как велика была роль Атаманова, когда он снимал и записывал реплики актеров. И каких актеров! Н.Боголюбов, В.Грибков, М.Астангов, Барабанова в ╚Аленьком цветочке╩. Рубен Симонов, В.Сперантова, Н.Никитина в ╚Золотой антилопе╩. Мария Бабанова, В.Грибков в ╚Снежной королева╩.

Ведь в то время почти все фильмы с человеческими персонажами на нашей киностудии делались ╚по эклеру╩, т.е. не только записывались голоса актеров, но снимали их актерскую игру, рисунок роли, жесты, мимику, походку, и даже мизансцены.

Все это впоследствии использовали аниматоры в своей работе, конечно, внося коррективы в рисунок героев, ╚вгоняя их в типаж╩. Естественно, режиссером этих натурных съемок был Атаманов. И не только режиссером, но и душой этого замечательного актерского коллектива.

Его доброта, мягкий юмор, интеллигентность и доброжелательность были залогом успешной работы и прекрасной творческой атмосферы на съемочной площадке. Много лет Лев Константинович был членом худсовета студии. Я часто бывал на заседаниях худсовета и меня всегда поражали его выступления. Всегда уважительные по форме, очень конструктивные и принципиальные. Даже критикуя, он пытался стать на позицию оппонента и посмотреть на проблему его глазами. Я знаю много случаев, когда его поддержка решала судьбу будущего фильма.

А удивительная деликатность Атаманова! О ней ходили легенды по студии. Я был свидетелем, когда он неоднократно звонил по телефону молодой девушке-монтажнице и терпеливо спрашивал, не затруднит ли ее, если он придет в монтажную в такое-то время.

Это его отношение к людям касалось всех, с кем бы он ни общался. До сих пор старые сотрудники студии с таким теплом вспоминают Льва Константиновича.


Леонид Шварцман