путь :: аниматор.ру : новости : Открытое письмо Юрия Норштейна председателю Совета Феде...


Открытый фестиваль анимационного кино




30 ноября 2009

Председателю Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
Миронову Сергею Михайловичу
от Народного артиста РФ,
Лауреата Государственной
премии СССР,
режиссера-мультипликатора
Норштейна Юрия Борисовича


Уважаемый Сергей Михайлович!

Настоящее письмо продиктовано обстоятельствами, требующими неотложного решения. Речь идет об организации под названием ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм», в ведение которой передана коллекция мультфильмов киностудии «Союзмультфильм», созданная за всю её историю. «Фильмофонд» искусственно отделен от киностудии «Союзмультфильм». В результате такого отделения сама киностудия лишена возможности существовать и производить новые фильмы, используя свое творческое наследие. Она практически погибла, так как со студии в период безвременья разбежались мультипликаторы – профессионалы высокого класса. Ныне павильоны для съемок, рабочие площади переоборудуются под кабинеты чиновников. Став полновластным хозяином всей коллекции мультфильмов, составляющей золотой фонд отечественной мультипликации, «Фильмофонд» распоряжается ею исключительно в своих интересах. Такое разделение на производственную студию и фильмофонд – это все равно, что отделить от предприятия бухгалтерию и передать в ее полное распоряжение все, что создано этим предприятием, а деньги от продажи всей продукции пустить на цели развития бухгалтерии.

Здесь мне могут возразить, что в советское время прокат фильмов был отделен от киностудии, что существовала отдельная прокатная организация. Но раньше не было частных кинотеатров, частных прокатных фирм. Раньше деньги от проката шли в государственную казну, а оттуда поступали на развитие киностудии «Союзмультфильм» и на создание ею новых фильмов. Теперь же «Фильмофонд» выступает как благодетель, утверждая, что, дескать, это он зарабатывает деньги, и жестом Гиршмана с картины Серова вынимает их из кармашка и прикармливает киногруппы, делая вид, что он, «Фильмофонд», и есть та организация, которая обеспечивает кинопроцесс.

Спрашивается, где были произведены фильмы, на деньгах от которых сидит «Фильмофонд»? На киностудии «Союзмультфильм», в стенах которой родились мультипликационные герои, любимые всей страной. У этих героев есть авторы. Новоявленный «Фильмофонд» пытается исключить авторов из кинопроцесса, сведя их роль к исполнителям просто «служебного задания». Проверить лукавость этого пассажа несложно – наймите художников с улицы и дайте им такое служебное задание, посмотрим, каков будет результат. Администрация никогда не руководила творческим процессом.

Опоясавшись демагогами-юристами и заказывая лживые газетные статьи, «Фильмофонд» пытается лишить авторов их прав, в нарушение закона. Сознавая противозаконность своих действий, он пытается обойти закон, постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, где четко обозначены права творца, и в этом ему помогают покровители из Министерства культуры. С каких пор Министерство подменило закон и суд? «Фильмофонд», не получив разрешения авторов, что идет в разрез с законом, уже подписал договора с организациями, которые будут выпускать товар с использованием созданных художниками изображений персонажей знаменитых фильмов. При этом «Фильмофонд» трубит о том, что он таким образом зарабатывает для государства деньги и спасает государственное достояние. По логике «Фильмофонда» выходит, что авторы фильма, создавшие своим трудом и талантом это достояние – преступники, которые пользуются ворованным.

Руководству «Фильмофонда» следует знать, что государственная организация должна неукоснительно соблюдать закон и следовать его букве. В статье 486 Гражданского кодекса РСФСР сказано: «Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение». Но что «Фильмофонду» закон? Он приглашает соловьев-юристов, которые начинают петь новое, абсурдное толкование старого закона. У меня вопрос: а что, свод законов – это музыкальное сочинение, которое будет исполняться каждым творцом-юристом по-своему, в зависимости от гонорара? И кто в этих условиях и при такой игре будет думать собственно о творчестве, об искусстве, о фильмах?

Возникает более общий вопрос: а в правовой ли стране мы живем, и кто эти люди, которые распоряжаются богатствами нашей страны? За последние годы киностудия «Союзмультфильм», как живой организм, рухнула. Когда-то на ней вырабатывалось в год фильмов на 8 часов экранного времени, сегодня едва наскребается на 40 минут. В этой связи абсолютно неуместно выглядит поздравление тогда ещё Президента Путина с 70-летием киностудии Союзмультфильм и пожеланием ей дальнейших творческих успехов. Хочется спросить: каких-каких успехов? Я не с издёвкой, мне больно, что киностудия погибает, а власти, не вдаваясь в суть происходящего, желают ей успехов. В этом гибельном пути, что ли? Я догадываюсь, что Президент не в курсе и поздравление готовят его помощники. Но, в таком случае, они обязаны сначала хотя бы ознакомиться с реальной ситуацией. Или я буду считать, что подобные поздравления – пустая формальность.

В 2008 году на встрече В.В. Путина с кинодеятелями много говорилось о поддержке кинематографа, но ни полсловца о мультипликации. Ну, нет такого вида кинематографа. На это совещание мультипликаторы даже не были приглашены. Как это совместить с пожеланием творческих успехов? Сегодня студия, в основном, живёт сдачей площадей. Вместо смеха, который раздавался 16 часов в сутки – могильная тишина. Исчез уникальный коллектив, создаваемый десятилетиями. Недурно вспомнить, что киностудия была создана по указу Правительства Советского Союза, но разрушена в новые времена при полном равнодушии властей, под крики, что мы, наконец, вступили в царство свободы.

Чтобы студия «Союзмультфильм» по-настоящему, полнокровно выживала, чтобы она восстала из небытия, объединение «Фильмофонд» должно стать всего лишь одним из подразделений «Союзмультфильма», без каких-либо самостоятельных прав, в обязанности которого входили бы контроль, учет и отчет перед киностудией за прокат и тиражирование фильмов. Деньги должны поступать напрямую в киностудию «Союзмультфильм». Разумеется, государство должно получать все необходимые отчисления и налоги. Только при такой системе Киностудия могла бы целиком воспроизводить свой творческий корпус, а не только делать фильмы. Она могла бы иметь и учебное подразделение, обучая уникальной профессии мультипликаторов, как это было тридцать, сорок, пятьдесят лет назад. Но сейчас студия гибнет, а с ней и целое направление в искусстве, хотя отечественная мультипликация была одной из самых лучших в мире.

В настоящее время киностудия «Союзмультфильм» не нужна «Фильмофонду», поскольку «Фильмофонд» прибрал к рукам самое ценное – ее коллекцию, которая проливает золотой дождь в первую очередь на ее руководство – чиновников, далеких от этого искусства, не понимающих в нем ничего. Зачем ему лишние хлопоты? А еще больше он ненавидит творцов – авторов, создававших эти фильмы и персонажи, вошедшие в фильмы. Как говорится, лучший творец – мертвый творец. «Фильмофонд» качает деньги из коллекции мультфильмов, как из нефтяной скважины, ничего не вкладывая в развитие. А в голове у меня всё время вопросы – где же зреют эти идеи, в каких кабинетах? Или в кабинетах не читают книг? Кто же это бросает студию на произвол судьбы, без фильмов которой невозможно сегодня представить развитие творческого воображения ребенка, и в нем – будущего взрослого? Вообще отсутствие воображения принесёт ещё много бед нашей стране. Чем дальше живу, тем больше утверждаюсь в мысли, что обитателям чиновничьих кабинетов культура не нужна. Примеров тому множество: закрыли Музей кино, у скульпторов отобрали Дом скульпторов, который они поднимали из руин, отобрали под предлогом неверно оформленных документов Дом графиков «Студию Нивинского», завещанный художникам его вдовой, и государство молчит. Везде, где пахнет деньгами – там преступление. А если культура и нужна, то в качестве позолоченной ширмы. Но ведь известно: «позолота сотрется, свиная кожа остается».

С уважением,
Юрий Норштейн.


Все новости за ноябрь 2009 г. >>








© Аниматор.ру, при перепечатке материалов ссылка обязательна.

Интернет-сайт "Аниматор.ру" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Вопросы, замечания принимаются по адресу hitruk@mail.ru

Если вы заметили орфографическую или иную ошибку на этой странице,
просто выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.