путь :: аниматор.ру : новости : О первом опыте Мультэкспедиции рассуждают Эдуард Назаро...


Открытый фестиваль анимационного кино




26 февраля 2014

В 2013 году более 100 детей из 15-ти российских регионов впервые в практике анимационного искусства (и взрослого, и детского) работали над общим мультфильмом. Добрый Фокусник и Умный Кролик – главные герои мультика – путешествуя по российским городам, попадали в смешные и сложные ситуации, боролись с врагом, спасали друг друга. «Мультэкспедиция. Всероссийский мультфильм» (а именно так назывался этот нетривиальный творческий проект Национального детского фонда и Ассоциации анимационного кино, призванный объединить детей и взрослых, любящих мультики и творчество, общей целью), стал настоящим вызовом и для организаторов, и для юных творцов из детских анимационных студий со всех концов России.

В проекте участвовали как студийцы с большим опытом, художественно одаренные дети, так и «особые» дети, «воспитанники» программы «Мульттерапия», для которых участие в таком проекте – своего рода элемент реабилитации и инклюзии в общество здоровых людей.

И вот мультфильм смонтирован и показан с большим успехом, и творцам, и «болельщикам» проекта по всей стране. Но хочется подвести итоги, посмотреть на проект и его результаты еще раз, изнутри и «извне», глазами независимых профессионалов. Мы попросили нескольких взрослых – руководителей проекта «Мультэкспедиция. Всероссийский Мультфильм », а также профессиональных мультипликаторов поделиться впечатлениями и работе, и об увиденном.

Сергей Серегин , режиссёр анимационного кино: - Прежде всего хочу поздравить всех участников проекта. И тех, кто его придумывал, и тех, кто рисовал и снимал, и тех, кто все организовал. Труд, который вы вложили в эту работу, хорошо виден на экране. Легкость, с которой смотрится фильм, результат именно этого тяжелого труда.

Наталья Беспалова, руководитель проекта «Мультэкспедиция. Всероссийский мультфильм»: - Да, спасибо большое. Организационно проект был очень сложный, но в ходе его проведения все участники - и студии и организаторы - получили интересный и беспрецедентный опыт. Подобный проект в России проводился впервые, он совершенно необычен по форме организации, а также по тематике и специфике деятельности. И для нас это первый и пробный шар. Необходимо было связать между собой пятнадцать студий в разных концах страны. Задачей каждой из студий было отснять минуту фильма, поэтому особенно важным был контакт между ребятами, придумывавшими и снимавшими «соседние» - стыкующиеся между собой - эпизоды.

Корр.: - Как вы считаете, есть ли у этого проекта художественная ценность?

Эдуард Васильевич Назаров , режиссер, художник, аниматор: - Хорошо что появилась идея создания проекта. Результат проекта плачевный. Проект интересен может быть только самим создателям: посмотреть и посмеяться над тем, что не получилось.

Первым делом нужен хороший сценарий, живой, чтобы всем было интересно работать. Это очень трудное дело. Руководить проектом должен настоящий профессионал.

Иван Максимов , режиссёр, сценарист, художник-постановщик, аниматор, педагог: - Художественную ценность получившегося мультфильма трудно оценить из-за отсутствия возрастных критериев (не сравнивать же со взрослыми профессиональными фильмами?) Я видел детские работы и красивее, и хуже. Для младшего и среднего школьного возраста качество, на мой взгляд, очень высокое. Персонажи не банальные. Фоны тоже.

Сергей Серегин: - Я тоже не стал бы говорить о художественной ценности проекта. Тут и не стаяла задача создать художественное произведение. Хотя, результат любого творческого самовыражения имеет ценность. Просто у каждого своя аудитория. У кого-то это родные, и друзья. У кого-то – миллионы зрителей (читателей, слушателей). Для родителей рисунок их ребенка может быть не менее ценен, чем шедевр знаменитого художника. В этом деле все относительно.

Евгения Жиркова , художественный руководитель проекта «Мультэкспедиция. Всероссийский мультфильм»: - Соглашусь, с уважаемыми коллегами. С самого начала мультэкспедиции мы даже и не имели таких амбиций – создать произведение «конкурсного» уровня. Мы считали, что всероссийский мультфильм важен, в первую очередь, для анимационных студий. Нам хотелось, чтобы у юных мультипликаторов появилась мотивация, попробовали создать условия хорошей, здоровой конкуренции, помогли им познакомиться с работами старших товарищей и набираться опыта и у профессионалов, и друг у друга Проект помогает расти и развиваться, а так же помогает найти свою зрительскую аудиторию.

Корр: - Кстати, о зрительской аудитории. Кому именно может быть интересен мультфильм про Доброго Фокусника и Умного кролика, снятый не профессионалами, а детьми-студийцами?

Иван Максимов: - Думается, что аудитории детей, занимающихся любительской анимацией. Только тот, кто сам что-то делает, воспринимает кайф от ручной работы себе подобных...

Наталья Беспалова: - Мне как психологу по образованию видится, что персонажи, приключенческий сюжет и битва добра со злом, где добро, конечно, побеждает, могли бы увлечь не только тех, кто принимал участие в работе над мультиком, но широкий круг маленьких зрителей-дошкольников.

Е.Ж.:- На детей и их родителей. Предполагается, что просмотрев анимацию и другие ребята заинтересуются мультипликацией в домашних или студийных условиях.И тогда совместное семейное творчество по созданию авторских «любительских» мультиков могло бы стать не только весёлым времяпрепровождением , но и очень ценным опытом, объединяющим и старых, и малых…

Корр: - И Национальный детский фонд, и Ассоциация анимационного кино, затевая этот проект, ставили перед собой задачу объединить сотни и даже тысячи детей со всех концов страны одним творческим веселым делом, которое невероятно увлекает детей и взрослых. Получилось ли объединить, увлечь тех, кто живет в разных часовых поясах, географических, климатических, да и что уж, - социальных – условиях?

Н.Б. - Да, страна у нас огромная, и в мультэкспедиции мы это ощутили, что называется, «на своей шкуре». Кто-то только проснулся, а кому-то ужинать пора… этот проект любительских анимационных студий, среди которых были и дети, как теперь говорят, «с особыми потребностями», участники проекта Национального детского фонда «Мульттерапия» - детдомовцы, подростки «групп риска». И они работали и взаимодействовали вместе с обычными семейными и художественно одаренными детками, стараясь ни в чем им не уступать.

С.С.: - Да. Участие в таком проекте – хороший стимул для любой детской студии, и начинающей, и умудренной опытом. Дело в том, что тут появляется фактор ответственности за общее дело. Воспитание этого чувства ответственности стало, на мой взгляд, самым главным результатом проекта. И произошло это не на абстрактных объяснениях и рассуждениях учителя, не на чужих примерах, а в конкретной работе. Можно запустить на экране фильм и увидеть, как тот кирпичик, который ты делал со своими друзьями, стал частью большого общего здания.

Возвращаясь к проекту, хочу сказать, что фильм тут является поводом. Поводом для сотрудничества, сотворчества, для приобретения опыта. Поэтому я не стал подробно разбирать анимационную составляющую проекта – она не главная. Мне многое понравилось. Есть сцены с хорошим мультипликатом (кролик около секретной лаборатории в фрагменте из Самары просто замечательный), есть точно переданные детали (таксисты в Сочи), есть не очень внятные куски (история с количеством превращений злодея). Недостатки – это не так важно. Это хороший опыт работы в заданных условиях. И он, как и то, о чем я говорил выше, пригодится человеку в любой области деятельности.

И.М. - Согласен. Ценность проекта несомненная, как в творческом плане, так и в общественном.

Е.Ж. – Да. В мультэкспедиции мы столкнулись с тем, что может быть, и не так очевидно тем, кто живет в столицах. Например, какие-то студийцы ходили на почту, чтобы переслать для монтажа диски с отснятыми эпизодами. Потому что местный интернет не в состоянии «переварить» такой объём информации. Но по мере того, как кусочки мультика сцеплялись друг с другом, ребята радовались чужим успехам, волновались о том, как не выглядеть хуже на фоне других работ. Мне кажется, что мы затронули важные темы и, что самое главное, смогли заинтересовать ребят. Но я считаю, что это самое начало, и, развивая проект, мы сможем намного больше.

Корр.:Раз уж мы заговорили о перспективах проекта «Мультэкспедиция. Всероссийский мультфильм». Какими вы их видите? Стоит ли его развивать, и на что следует обратить внимание?

И.М. - Я, как зритель, больше люблю наивное детское рисование, не сглаженное стандартами аккуратности и чистоты. В сюжете могло бы быть больше смешного абсурда. Дети его любят и хорошо придумывают. Придумывайте и снимайте смелее, не сковывайте себя ни рамками сценариев, ни рамками технологии. Иногда лучше сделать непохожих 10 вариантов, из которых выбрать один, чем корпеть над одним и тем же всё время...И конечно, проект стоит развивать, и в плане художественного образования, и в плане воспитания. Было бы кому…

С.С. - Обычно и привычно видеть сборники маленьких законченных фильмов, связанных между собой только общей темой. «Мульэкспедиция» показала, что, несмотря на различный уровень подготовки студий, на различное техническое оснащение, можно сделать единый проект, который не похож на лоскутное одеяло. Я другого такого примера не припоминаю. Ни в любительском, ни в профессиональном кино.

Из пожеланий на будущее организаторам проекта – более строго подходить к темпоритму. Раз уж мы делаем кино, то надо делать кино. Как ни крути – продукт на выходе, это фильм. А для восприятия фильма, как и для восприятия музыки, временной фактор имеет огромное значение. Если в дальнейшем проект будет развиваться в этом же направлении (история со сквозным сюжетом с общими персонажами), то нужно ставить студиям точную задачу по тому, каким должен быть их кусок. Очень хорошее средство для того, чтобы картина не расползалась – заранее записанная фонограмма. Это, пожалуй, основное. Еще раз всех поздравляю. У вас получилась хорошая, крепкая работа.

Е.Ж. - Нашу первую мультэкспедицию я рассматриваю как хороший тест, пробу пера и возможность прощупать территорию. Мы отработали главным образом механизм работы детских анимационных студий, отработали основные ошибки и проблемы. Поняли, как распределять ресурсы и время. Мы проделали большую работу, которая сможет лечь в основу интересных и качественных продуктов. Главное – не останавливаться на достигнутом и использовать приобретенный опыт.

Н.Б. - Мы планируем продолжать проект в новом, 2014-ом, году, возможно, в форме всероссийского сериала. В марте откроется сайт Мультэкспедиции. Дети по всей стране смогут предлагать и новых персонажей, и сюжеты, и какие приключения ждут героев. И даже размещать собственное видео. А голосование определит, какой из вариантов будут отрисовывать и снимать детские студии России. И мы очень надеемся, что кросс-региональные проекты в сфере анимации станут не только привычным, но и популярным занятием и для детских и для взрослых анимационных студий.

Посмотреть мультфильм про Кролика и Фокусника можно по ссылке: www.youtube.com/watch?v=EzSJzLU6vrY




Все новости за февраль 2014 г. >>








© Аниматор.ру, при перепечатке материалов ссылка обязательна.

Интернет-сайт "Аниматор.ру" создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

Вопросы, замечания принимаются по адресу hitruk@mail.ru

Если вы заметили орфографическую или иную ошибку на этой странице,
просто выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter.