«СИНДРОМ МАСЯНИ»

Нас учили в советских учебных заведениях, что революционная ситуация - это тогда, когда «верхи не могут, а низы не хотят»… В анимации же революционная ситуация выглядит несколько иначе, а именно: верхи не хотят (а, может быть, уже и не могут), а низы и могут, и хотят, но не умеют.  И тогда приходят третьи, а мы уже знаем кто это такие, по опыту революции 1917 года, и делают свою «анимацию» - свято место пусто не бывает. Ну и молодцы! Правильно! - время такое.

Во все сферы нашей жизни пришли любители, самоучки, по иностранному - дилетанты. Попраны все традиции, многовековековые законы профессии, наследие старых мастеров и, наконец, школа, нелегкая школа профессии. К чему академия, когда нужен быстрый успех, быстрые деньги?.. Опять же, кто заказывает музыку - кто платит. Известен такой певец - «Золотой Голос России» - признание которого покоится на достижениях современной звукозаписи, а во времена Шаляпина, он в лучшем случае пел бы в дорогом трактире. Есть балерина, которую боготворят наши «новые», не ведающие о том, что она всего навсего исполняет элементы художественной гимнастики на сцене Большого театра, а Великая балерина ей помогает в этом, и не бесплатно. Все эти люди маскируют свой непрофессианализм под тот или иной жанр искусства.

Вот и у нас «мутант подкрался незаметно». Мы сами произвели его на свет. Ловкие непрофессионалы тут-как-тук. Они знают чего хотят, и не называют себя громко «анимация», а скромно, без притензий - «мультяшки», «мульты». Они искренне любят мультипликацию, - энергичные, неленивые, знающие конъюнктуру рынка… Что угодно ? - мультик, а пожалуйста - расплюнуть. Ведь надо, чтобы чуть-чуть шевелилось, был звук и яркие краски. Нет цензуры, нет худсовета. Да, и зритель кто?..  Все, что он просит - зрелищ. Он сыт, он  хозяин… Наступил «час жлоба». Три класса начальной школы, и три года на нарах. А теперь он хочет, чтоб смешно было! Поэтому у нас и капиталисты такие, и соответствующий уровень искусства.  Да и техника теперь такая есть. Она может все делать сама. Главное внимателно изучить инструкцию и нажимать нужные кнопки. Не надо уметь рисовать - машина нарисует. А законы движения - да, она сама подвигает. Вот мы и потеряли бдительность. Одного такого «колобка» пригласили на фестиваль. Мы так смеялись, даже назвали это примитивизмом, дали ему приз! А он, сделал первый блин (колобок), а второй уже не вышел. «Вы не принимаете нас на ваш фестиваль, так мы свой фестиваль организуем, и назовем его «Фестивалем альтернативной мультипликации».

И так, она звалась Масяня. Лягушка, фактически лягушка с ручками и ножками.  А ведь Куваев вполне интеллигентный человек, из Питера, и даже информирован неплохо, и со вкусом все впорядке. Живя в этом прекрасном городе, художник не может быть безвкусным. Куваев - художник, и, наверное, не плохой. И, конечно же, любой художник хочет, чтобы его картинка ожила, задвигалась. Он, наверное, и не хотел, и не мечтал… Но было свободное время, был кураж, и нашлась машина - компьютер, который все делает. Делает то, чему люди годами учатся. И у него получилось. И нашелся зритель - наша молодежь, которая, сбегав за «Клинским», села к мониторам и, растянув рты, ждет Масяниных приколов. Успех. Известность.  И Куваев уже изменился - уверен в себе - ведь он открыл новое направление в анимации. Тут и наш известный эстет, любитель элитной анимации  г-н Парфенов быстро перестроился на модную «штучку» - ведь надо забрать у Киселева зрителя! А как иначе - все в мире одно и то же: потопы, пожары, террор… - это уже приелось. Нужна веселуха!

Но  надо отдать должное художнику Куваеву. Он молодец: он трудяга, он знает точно, что хочет большинство молодых зрителей, он нашел героиню, в которой молодежь узнает себя, он сам рисует, сам озвучивает. Отсмотрев кучу блокбастеров иноземного образца, он нашел оптимальный русский вариант, при этом стиль выдержан и в изображении, и в тексте. Характер героини сфокусировал все качества нашего подростка, люмпинизированного, предоставленного самому себе, выживающего за счет своего юмора и наглости. Эдакий Отап Бендер в юбке. Что скрывать, я сама до слез смеялась, впервые увидев это произведение. Но как скромно внедрялся Куваев. И то, что наши молодые аниматоры смотрят такую продукцию и им это нравится - очень плохой знак. Мы незаметно теряем уровень, и появление на фестивале работы трехлетних «горшечников» - тоже симптом. Но доучивать этих трехлетних гениев некому! А им так хочется посвятить себя этому искусству.

К сожалению, мы не видим на экранах фильмов - истиных шедевров нашего искусства. Нет работ талантливых молодых аниматоров - авторов «Букашек», «Волка Евстифейки», «Акулы» и других изумительных фильмов последних лет. Наверное, потому, что эти фильмы не для всех, ибо в них присутствует тонкий юмор, гениальная простота…

И вот уже «Масяня» «делает козу» нашему «Ежику…», а тот все дальше и дальше удаляется и исчезает в тумане. Грустно!..


Роза Зельма