АНДРЕЙ УШАКОВ: «Я СЛУЖУ СВОЕМУ ФИЛЬМУ, КАК СВЯЩЕННИК…»

Один из самых интересных и перспективных режиссеров анимационного кино Андрей Ушаков в последний раз представлял свой новый фильм в 1999 году. Это были «Носки большого города» – изящная, лирическая картина, по-чаплиновски сентиментальная, напоминающая «Варежку» Романа Качанова. Работа Ушакова была удостоена Гран-при на Интернациональном Анимационном фестивале в Штутгарте и Международном кинофестивале анимационного и короткометражного кино в Дрездене, собрала несколько призов на Открытом Российском фестивале анимации в Тарусе. А затем режиссер надолго исчез из нашего поля зрения.

Как оказалось, последние три года Андрей работает над фильмом «Крылья», который обещает удивить и даже несколько перевернуть наше представление о возможностях современной анимации.

«Этот фильм меня воспитал, духовно возвысил, - признался в беседе Ушаков. – Раньше мы много дурачились, делали анимацию для себя, для стеба, для фестивалей. Теперь все иначе. Сегодня я служу своему фильму, как священник…»

Андрей заметно похудел, осунулся. Проблем со съемочным процессом оказалось намного больше, чем предполагалось в начале пути, но режиссер уверен, что цель стоит любых испытаний.

Что же это за фильм, на который брошены столько лет, сил и здоровья?

События в «Крыльях» происходят в двух мирах – реальном, обыденном, поверхностном, который мы видим вокруг себя ежедневно, и мире, который мы не замечаем. Его нельзя назвать нереальным или виртуальным. К нему надо приглядеться, а для этого не мешало бы остановиться, оглядеться по сторонам и почувствовать его.

В реальном мире девочка-школьница написала записку «Я тебя люблю» и подбросила ее однокласснику. Написала просто так, ради баловства, не вложив в эти слова никаких чувств. Мальчик рассмеялся, скомкал бумажку и сделал из нее… птичку. При этом проявил неподдельную заботу – погладил, пожалел и даже попытался накормить крошками. И птичка ожила. Смешная, нелепая, она развеселила детей, и те взяли ее с собой на прогулку. Но вскоре забыли о ней. Птичка осталась одна. И окунулась в тот самый незаметный для нас мир – мрака, мусора, суетливых насекомых. В нем есть свои ночные клубы с ночными бабочками, казино, асфальтовый быт, драки за жирный кусок. Но мы помним, как была создана главная героиня фильма – из листка бумаги со словами «Я тебя люблю». Птичке неуютно в атмосфере мрака, и она ввязывается в неравный бой с котом, спасая воробья…

Но это еще не финал. Дальше начинается самое интересное и волнующее. Птичка оказывается в новой ипостаси, ее миссия на земле продолжится. И это будет кульминация фильма. Однако, как известно, лучше один раз увидеть, поэтому больше рассказывать ничего не буду. А посмотреть, действительно, есть на что – зрелище пробирает до мурашек, до слез, до счастливой улыбки.

В «Крыльях» Андрей Ушаков совмещает натурные съемки с 3D-анимацией. Лица современных детей для него не менее важны, чем сам сюжет, поэтому первая часть картины насыщена крупными планами школьников, их глазами, эмоциями. Больше того, дети смешно размышляют о таких понятиях, как счастье и любовь – повествование разбавлено их мини-интервью. Сама же птичка, а также все насекомые, игрушки и мусор – это уже творение компьютера. Их взаимодействие с реальностью очень органично, особенно впечатляет сцена углубления в ночной мир: вроде, город, но какой-то странный, необычный!

«Я уверен, что у меня все получится, - с жаром говорит Андрей Ушаков. – Я всегда добиваюсь поставленной цели».

Много лет назад он приехал в Москву из-под Одессы, с третьего раза поступил во ВГИК, за время учебы снял две картины на «Союзмультфильме», а затем Ушакова, как лучшего выпускника, направили в академию в Германию. До «Носков большого города» Андрей прославился лирико-иронической зарисовкой «Про любовь и муху». Теперь он настолько увлечен своим новым проектом, что остальное перестало для него существовать. От идеи не отвлекают ни длительные простои, ни перебои с финансированием, ни круглосуточные сидения за компьютером.

Режиссер поясняет: «Этот фильм – пропаганда добра. Когда я это понял, на меня снизошло колоссальное озарение, я вспомнил все, что нам вдалбливали педагоги. А все, что было сделано раньше – детский лепет…»


газета "СК-Новости",Сергей КАПКОВ