"Дипломы давно складываю в папочку и убираю на шкаф"
Андрей Соколов - ГАЗЕТЕ

«Лучшее из «Пилота» - так называется ретроспектива шедевров ведущей анимационной студии страны в Центральном доме предпринимателя, которая пройдет в эти выходные. В субботу - детская программа, в воскресенье - взрослая. В обоих показах отражено творчество многократного лауреата международных фестивалей Андрея Соколова («Latex», «Хаш», «Подкидыш», «К югу от севера»). С режиссером встретился Сергей Капков.

- Несмотря на отсутствие проката, ваши фильмы знают зрители. Сборники на видеокассетах пользуются невероятным успехом, сайты с мультфильмами - одни из самых посещаемых в Интернете. Вывели ли вы для себя формулу успеха, рецепт удачного фильма?
- Для меня эта формула заключается в слове «качество». В своих ранних фильмах я вижу много изъянов. Тогда не было нормального финансирования, невозможно было пригласить хорошего художника, собрать толковую группу и приходилось тащить все на себе. Режиссер не должен разрываться, у него должно быть время и возможность контролировать процесс как бы сверху и подправлять мелочи. Сейчас эта возможность появилась.

- Вы только что закончили пятый фильм. Ваши предыдущие работы собрали массу призов, только за «К югу от севера» у вас более 25 наград. Вы их считаете? Они тешат самолюбие?
- Сначала, понятно, тешили, особенно когда сделал первый фильм. Ведь от того, как он пойдет, во многом зависит дальнейшая судьба. А сейчас, честно говоря, уже все равно. Дипломы давно складываю в папочку и убираю на шкаф. Хорошо, если кино сделано и пошло на фестивали, а ты уже сидишь делаешь следующий фильм, и тогда следить за судьбой выпущенного попросту нет времени.

- С чего вы начинали на «Пилоте»?
- С прорисовки. Я учился на курсах аниматоров, затем работал аниматором, рисовал сториборды на сериале «Майк, Лу и Ог», а потом взялся за режиссуру.

- «Пилот» - не только производственная, но и обучающая студия. Есть ли основные принципы, которым там учат?
- Один из первых принципов - это усидчивость. В анимации постоянно приходится все переделывать, переснимать, очень редко сцена выходит с первого раза, независимо от квалификации художника или аниматора. И люди, которые этого не понимают, как правило, быстро уходят из профессии вообще.

- В ваших фильмах много от Диснея, от классических комиксов и от старых лент «Союзмультфильма». Вы и в дальнейшем будете придерживаться этой стилистики?
- Понятно, что в детстве я смотрел и Диснея, и наши мультфильмы, и все это мне очень нравилось. Но если говорить о самом движении в кино, то здесь есть одна проблема. Людей, которые делают классическую анимацию, очень сложно заставить выполнить авторское, альтернативное движение. Допустим, сымитировать перекладку под рисованное кино. Как правило, это не получается, особенно учитывая сроки сдачи фильма. Народу проще сделать то, что они делали всю жизнь. Да меня, честно говоря, и устраивает эта классика. Она очень подходит для динамичных историй.

- Кстати, о динамике. Ваши первые фильмы можно пересказать в двух словах, как анекдоты. «Latex» - это история о том, как бык всеми правдами и неправдами пытался пробраться в коровник, в «Хаше» поросята вместо волка сварили Деда Мороза, а «Подкидыш» - история появления в джунглях гепарда. Не хочется ли взяться за классику, за полный метр?
- Классику экранизировать не хочу, а на полный метр идти готов. И даже предпринимаю попытки в этом направлении. А к раннему жанру никакого желания возвращаться нет. Все это одноразовое кино. Посмеялись и забыли. Мне уже интересны более серьезные вещи.

- То есть вы готовы отойти от популярного и столь редкого сейчас комедийного жанра?
- Не только анекдот может быть остроумным и веселым. Мне хочется, чтобы зрители и посмеялись, и поплакали, и посочувствовали персонажу.

- В этом плане очень удачный проект «К югу от севера», который вы собирались поместить в основу сериала. Скитания чукчи и эскимоса по разным странам и континентам - замечательная идея…
- Этот проект так никуда и не пошел и вряд ли пойдет, хотя многие спрашивают о продолжении. Пробиться очень сложно. Появилась было надежда в Америке, на фестивале в Сиракузах фильм получил Гран-при. Говорят, что телепродюсеры чуть с ума не сошли - кричали, как они заинтересованы в его покупке для показа на центральных каналах, что необходимо продолжение. Ну а дальше что? Привезли мне приз, пересказали эти разговоры, и все. А как найти этих людей?

- О чем ваш новый фильм?
- «Эволюция Петра Синцова» - экранизация школьной сказки Андрея Саломатова. Сценарий получил первую премию на Всероссийском конкурсе анимационных сценариев для детей. Но взялся я за него до того, как он победил. В основе сюжета - приключения мальчишки-двоечника в мезозойской эре, где он оказался с помощью машины времени.

- Некоторые коллеги говорят, что иногда с вами сложно работать, что вы редко бываете довольны и собой, и другими и у вас преобладает мрачное настроение. Знакомый образ всех талантливых режиссеров, снимающих смешное кино…
(Впервые улыбнувшись.) - Не знаю… Аниматоры всегда приходят и спрашивают, когда я начну делать следующее кино и возьму ли их. За свою команду я всегда борюсь. Да и нельзя же все время веселиться и радоваться. Кино - это очень серьезная вещь.

Пилот-краснодеревщик
Андрей Соколов родился 1 апреля 1974 года в Москве, окончил художественный техникум по специальности "столяр-краснодеревщик" (1993), затем - анимационные курсы студии "Пилот" (1995) и Государственную академию сферы быта как инженер-технолог по производству мебели (1998).

В 1995-2000 годах - аниматор и сторибордист студии "Пилот".

В 2001-м дебютировал как режиссер с фильмом "Latex".

Лауреат призов фестивалей в Москве, Сочи, Суздале, Киеве и Риме.

Газета "Газета", 08.06.2005