АНИМАЦИОННОЕ КИНО ПОВЫШЕННОЙ ДУХОВНОСТИ

После того, как Иван Максимов показал нам "Болеро", обозначив его как "Фильм повышенной духовности", говорить о духовности как таковой применительно к рисованному кино стало окончательно стыдно. Явленная в рисованной плоти духовность наглядно тянулась перед нами как хвост босховского уродца, нудно и вызывающее однообразно маршируя по навсегда зацикленному маршруту. Правда, то ли для того, чтобы совсем тошно не стало, или наоборот, чтобы стало тошно окончательно, высокодуховное создание однажды, на секунду остановившись, что-то сглотнуло, так что отрыжка прошлась до самого кончика хвоста, и снова потекло хвостом под мучительно бесконечную музыку Ровеля…

Это, конечно, не против духовности вообще, это пародия на то, что на эту духовность претендует, не имея достаточных оснований. А много ли претендует? И так ли это смешно и нелепо на самом деле? На Девятом Международном фестивале анимационного кино КРОК Александр Татарский назвал невнятные попытки художников не только "расшевелить" картинки с помощью новых технологий, но и придать самому этому процессу глубоко философский смысл, "Посланиями к человечеству". За послания тоже стало стыдно. Будь ты аниматором, художником, режиссером, педагогом, и даже, наконец, журналистом, все, что ты делаешь, так или иначе попадает под позорную статью "Послания к человечеству". Иначе говоря, "для чего мы пишем кровью на песке, наши письма не нужны природе…"

И все-таки пишем. О чем?

О ГАГАРИНЕ

Мультфильм со скандальным названием "Гагарин" Алексея Харитиди получил в Каннах пальмовую ветвь. Название "Гагарин" - своеобразный трюк. Чтобы привлечь внимание. Русская экзотика. Русское варварство. Высоко и далеко - как можно дальше, аж в самый космос, плюнуть названием, чтобы обратили внимание на сам фильм. Фильм действительно этого внимания заслуживает. И, скорее всего, он и не о Гагарине вовсе.В общих чертах сюжет его таков - как известно, гусеницы рано или поздно превращаются в бабочек. Пока сородичи скромно мечтали о небе, терпеливо пережевывая листики и набираясь сил, одна из гусениц случайно заползла в воланчик. И воланчик взвился в воздух от удара ракетки уже вместе с ней. Таким образом, гусеница побывала в небе задолго до того, как превратилась в бабочку. Лишнее и говорить о том, что это путешествие не пришлось ей по душе. Поэтому, когда собратья, дождавшиеся своего часа, обрели радость полета, героя от одной только мысли о полетах тошнило. Мораль такова - надо иметь силы и терпение обрести собственные крылья, а не лететь по чужому желанию и чужой воле. Правда, переводя эту анимационную притчу с языка аллегорий, понимаешь - здесь есть о чем поспорить. Ведь не вырастают крылья ни с того ни с сего, без труда и затрат духовных. Не знаю, какую параллель провести в этом данном конкретном случае. Но философское пожевывание травинок явно тому не аналог.Гагарин, как видите, тут не при чем.Хотя, конечно, знаменитое гагаринское "поехали", когда гусеница в воланчике взмывает в небо от удара ракетки, в фильме только что глухой не услышит.

ОБ ОДИНОЧЕСТВЕ и ПРАВАХ БУКАШЕК

Букашки современного российского анимационного кино толпою вышли из фильма "Путешествие муравья" Эдуарда Назарова, про то, как " Муравьишка домой спешил", по всем знакомой с пеленок сказке Виталия Бианки. С той только разницей, что муравьишке разные жучки- паучки- козявки помогали, и мир в целом был добр и держался на дружбе.И вот ведь незадача - дружбы и помощи и следа почти не осталось, а стоит только заговорить о маленьком человеке и его проблемах, как другого аналога ему, маленькому, в рисованном мире анимации, иного, чем букашка, не находится.

Тема маленького человека присутствовала в сюжетах российской анимации всегда. В фильме Федора Хитрука "Остров" маленького человека, оказавшегося после кораблекрушения на необитаемом острове, спасает другой маленький человечек, такой же, как он сам. Изобразительно - буквально такой же, плывущий по океану - аналогия напрашивается сразу - океану жизни, держась одной рукою за дощечку. При том, что бедного робинзона не спасло ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, которое вместо этого стало использовать его беду для своей выгоды. Сделало на несчастии рекламу, разместило сенсационные фотографии в газетах, нашло на островке нефть и выкачало ее до капли, все забрало, отобрало даже последнее - пальму на островке - не заметив лишь самого человечка, которого и надо было спасти в первую очередь.

"Остров", как и трилогия "Винни-Пух" был удостоен Государственной премии СССР. Как пишет искусствовед, автор книг о мультипликации Сергей Асенин: "Трагедия современной духовной робинзонады - одиночества человека в чуждом ему мире буржуазных отношений - рассмотрена в фильме "Остров" с художественным блеском и основательностью социолога." (Сергей Асенин. "Мир мультфильма". изд. Искусство, 1986 г.)

Сейчас, размышляя о фильме "Остров", не сразу осознаешь - что это тогда, в 70 -ые, о чуждом нам, советским, буржуазном мире. Кажется, что этот фильм сегодня и о сегодняшнем нашем мире.

Но наш мир, если верить режиссеру-аниматору Михаилу Алдашину, оказался еще страшнее.Если в фильме Федора Хитрука "Остров" была надежда, что все-таки найдется родственная душа и спасет тебя, более того - сам фильм этот был как призыв к Человечеству - не побоюсь этого слова! - ПОСЛАНИЕ к Человечеству, Обществу обратиться лицом к человеку, услышать его голос, тот самый "одинокий голос человека", голос единицы, который тоньше писка, озаботиться его проблемами и помочь ему в беде, то сейчас - это скорее констатация факта - мир к страданиями маленького человека глух.

Таков анимационный фильм Михаила Алдашина "Другая сторона", созданный в 1993 году на студии "Пилот". Сюжет этого фильма коротко таков - под землею встречаются одни из самых малых существ мира сего - два червячка. Больше они не одиноки в своем подземном царстве, где царит мрак. Самозабвенно и радостно, в упоении дружбы роют они под землею ходы. И стоит им только, не ведая беды, выглянуть на свет и подивиться красоте мира, как одного из друзей склевывает птица. Склевывает, как бы походя, почти без интереса. Забросила в бездонный зоб - и тут же выбросила кучкой помета. Сама жизнь, проглотила, переработала и выбросила. И второй, маленький осиротевший червячок, затрясся было в плаче над этой пирамидкой из дерьма, в которое в мгновение превратился его товарищ, но тут же бросился бежать, потому что птица и его заметила. И он бежал и бежал в ужасе по подземным ходам. И спрятался в самую маленькую норочку и в этой норочке под толщей мрака закричал от боли и страха. И никто его не услышал. А потом стал зарываться все глубже и глубже и оказался на другой стороне земли - земля ведь, как известно, круглая. И там ожидали его другие птицы, готовые склевать. С той разницей, что здесь их оказалось больше.

Российский мультипликационный фильм "Букашки" режиссеров Михаила Алдашина и Чарльза Свенсона стал победителем международного фестиваля анимационного кино "Анима Мунди", проходившего в Рио-де-Жанейро июле 2003 года. В этом году на фестивале был показан 361 мультипликационный фильм из 38-ми стран.

Рассказ о жизни букашек, бесправных перед могуществом человека, который одним движением, сам того не ведая, уничтожает целую демонстрацию протеста козявок, тем не менее, звучит уже не так трагично, как в "Другой стороне". Не случайно на 7-ом Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале "Букашки" получили приз "За искрометность и юмор в жанре оптимистической трагедии". Концовка же фильма и вовсе перекликается с известным анекдотом, так любимым интеллигенцией в застойные времена. Букашки умилились, увидев с высоты люстры свою родину - кухню и поняли, что иного счастья им искать и не надо.

О ТОМ, КЕМ БЫТЬ - МОЛОДЦОМ ИЛИ ХОЛОДЦОМ?

Однако современный мир бывает жесток к нам, даже если мы любим его и считаем своим.

Маленький поросенок в фильме Н.Березовой, только затем и явился в мир, чтобы быть съеденным. Но жестоких реалий мира он еще не осознает, не понимает и не принимает. Про дедушку, которого подали на стол с печеными яблоками, почтительно говорит - "дедушку недавно пригласили на праздник, он был такой нарядный!" О хряках, заколотых и отвезенных на воскресный базар, рассказывает, как о соседях, поехавших развлечься на выставку. Волей неволей вспоминаешь строки из "Дракона" Евгения Шварца - " А вот поросята, которые не только откармливались, но и воспитывались специально для нашего стола. Они умеют служить и подавать лапку, не смотря на то, что они зажарены. Не визжи мальчик, это совсем не страшно, а потешно".

О собственном будущем малыш-поросенок рассуждает со всей серьезностью и простодушием неведения: "Один дядя мне сказал, что я должен стать молодцом… Или холодцом…Нет, по-моему, все-таки молодцом". Как будто бы и смешной каламбур, но от него сжимается сердце. Не так ли и мы, бывает, зачастую, не сознаем истинного своего предназначения, или же в простоте душевной заблуждаемся о нем? Идея фильма здесь полностью сливается с видеорядом, хотя, на пристрастный взгляд, уродливого в фильме многовато, даже слишком и для такой идеи.

О КРАСОТЕ, ЗАЙЦАХ, КОРОВЕ и РУСАЛКЕ

Возникает вопрос - почему - сейчас еще более, чем когда-либо - рисованный фильм чаще апеллирует к гротескным, а зачастую и вовсе карикатурным образам? Мало красоты - в высоком смысле этого слова, именно не слащавых до приторности картинок, а красоты возвышающей душу и чувства человеческие? Более того, если она, чуждая суетным сиюминутным приколам нам является, ее тут же начинают упрекать в пафосности и еще бог знает в чем.

Говоря о духовной красоте, нельзя, конечно, не упомянуть и фильм все того же Михаила Алдашина "Рождество". В нем - милостивая красота умиления, просветления, жалости и доброты ко всему сущему, соответствующая самому евангельскому сюжету.Один только небольшой эпизод фильма - громадный лев держит в лапах трясущегося от ужаса зайчонка, а рядом, обнявшись, рыдают от горя несчастные родители, ничем не в силах помочь любимому чаду. Лица же у зайцев почти человеческие. И тут им является ангел с радостной вестью - и свершается чудо - наступает примирение зверей, и лев, посадив зайцев себе на спину, отправляется вслед за посланником Божиим поздравить с рождением Спасителя.

Если же искать в современной анимации красоту, возвышающую душу, то это прежде всего рисованные фильмы Александра Петрова. Фильмы Александра Петрова, получившего в 2000 году "Оскар" за анимационную картину "Старик и море" подобны ожившей живописи. Они гармоничны и красивы. Здесь найдено удивительное соответствие красоты изображения и возвышенности содержания.

Уже первый фильм Петрова, дипломная работа на Высших курсах режиссеров и сценаристов "Корова" по произведению Андрея Платонова - был номинирован на "Оскар".В повествовании о корове, которая была кормилицей у семьи и отдала людям все, что могла отдать, нет конкретной христианской символики, но есть глубокий внутренний духовный посыл. В широком смысле - это рассказ о жертвенности, и эстетика фильма полностью соответствует прозе Андрея Платонова.

Спустя несколько лет была создана " Русалка", так же собравшая множество наград на разных фестивалях. Красив сам видеоряд этого фильма - северная природа, озеро, на берегу которого стоит избушка монаха, окружающий ее лес со зверюшками. Красивы герои фильма, красива и выразительна образная речь фильма.

Когда старец-монах обращается к Божьей матери, чтобы вымолить молодого послушника от искушения, он поднимается в молитве по тоненькой лестнице на самое небо и видит облако, на котором встречает его Мария с агнцем. "Русалка" - фильм о любви земной и небесной, о преступлении против любви и об искуплении вины. Но прежде всего - о смирении и прощении, о том, чего не достает нам сегодня в нашей суетной и жесткой жизни.

Анимационные критики, как правило, пишут о фильмах Петрова холодновато и слегка иронично.Не прощают мастеру того, что с легкостью списывают, а порой и ставят в заслугу другим мультипликаторам - работу в рекламе. Наверное, это вошло в правила хорошего тона - говорить о красивом в искусстве свысока, с некоторым пренебрежением. Все, что рассказывается на экране ясным и чистым языком, не требующим головоломной расшифровки, кажется слишком простым.

Правда и то, что для многих анимация была и остается искусством трюков, ярмаркой, цирком, балаганом, каруселью, яркой вспышкой идей, главное в которой - не то, что сказано, а то, как обыграно, как сыграно, как станцовано.

Сам Александр Петров так говорит про роман "Старик и море", фильм по которому принес ему всемирное признание: " Моя собственная история чем-то похожа на все это. Разве что меня и мой фильм еще не съели акулы! Я надеюсь, что он выживет".

На этом рассказ о духовности в современной российской анимации пока можно считать оконченным.Много ли, мало ли анимационного кино повышенной духовности - в итоге будет решать зритель. Не надо забывать и о том, что есть авторы, до времени неизвестные, чьим фильмам еще суждено покорить наши сердца и души.

Нонна Ермилова (чл. Санкт-Петербургского Союза журналистов)
Анастасия Воронова (Преподаватель Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения.)

Санкт-Петербург, октябрь 2003г.