Запомните эти названия
В Суздале завершился 12-й Открытый российский фестиваль анимационного кино

Закончился самый главный российский смотр мультфильмов -- фестиваль, где всю отечественную анимацию, сделанную за последний год, смотрят и оценивают сами профессионалы. А значит, выше и престижнее этой оценки в анимационной среде ничего нет. Фильмов в суздальском конкурсе на этот год было меньше, чем в прошлом, -- сказалось заметно уменьшившееся государственное финансирование, но сейчас не будем обсуждать, как вышло, что резко воспрявшая за последние три-четыре года отрасль снова стала сбавлять обороты. Пока речь лишь о победителях.

Отбор шел примерно из шести десятков фильмов, причем отдельно судили прикладную анимацию (рекламу и клипы), отдельно -- студенческие и дебютные фильмы и отдельно -- «взрослое», профессиональное кино. Кроме того, определяли победителей в специальных номинациях, из которых даже не все названия понятны непосвященным. Например, одна из самых важных анимационных наград дается за лучший мультипликат, то есть за качество самого движения на экране.

Судит фильмы здесь не привычное жюри, а особая коллегия из 33 экспертов, куда входят самые уважаемые профессионалы -- режиссеры, художники, аниматоры, критики, включая тех, кто активно работает и, возможно даже показывает свои фильмы в конкурсной программе. И на закрытии фестиваля прямо на глазах зрителей, на экране, идет подсчет голосов членов коллегии за каждый из призов. Рассказывать обо всем этом так детально не стоило бы, если бы с показом анимации сегодня дело обстояло так же, как 3--4 года назад (к чему перечислять подробности о том, что все равно никогда не увидишь?). Но теперь ситуация несколько улучшается, так что запоминайте названия новых мультфильмов, которые по общему решению профессионалов стоит посмотреть.

Начнем, как обычно, с частных номинаций. Приз за прикладную анимацию получила социальная реклама Right turn -- серия коротеньких роликов Дмитрия Резчикова о безопасности на дорогах. В сущности это просто набор отличных гэгов на автомобильную тему, уморительно демонстрирующих, что бывает, если не пристегиваться, кидать мусор из окон или пересекать сплошную линию разметки. В дебютной номинации премию взяла Вероника Федорова с фильмом «Король забывает». Те, кто видел цикл «Колыбельные мира», совсем недавно получивший премию критики «Белый слон» за лучший мультфильм прошедшего года, вспомнят манеру Вероники, которая много работала художником в «Колыбельных», и узнают наивных круглоглазых короля и солдат, которые забыли, что надо воевать, а решили петь хором.

Когда стали выбирать лучший фильм для детей, борьба пошла уже куда более жесткая -- в последние годы фильмы для детей составляют почти половину программы. Лучшим детским фильмом назвали «Жихарку» Олега Ужинова -- уральскую сказку из «пилотовского» цикла «Гора самоцветов». (Об этом фильме, который представлял Россию на Берлинале, газета «Время новостей» уже писала.) Других профессиональных призов на этот раз «Жихарка» не взял, но стал одним из главных любимцев фестиваля и оказался первым в конкурсе зрительских симпатий, который проводил Рамблер (до сих пор на <http://vision.rambler.ru> можно увидеть большинство фестивальных фильмов -- оттуда ясно, что фильм Ужинова на сегодня посмотрели 27 тыс. человек).

Следующей номинацией был «Лучший звук». Его получил фильм недавней выпускницы ВГИКа Юлии Ароновой «Мать и музыка», сделанный по мотивам прозы Цветаевой. К фильмам Юлии особый интерес -- ее считают одним из важных приобретений отечественной анимации в последние годы. Она делает в полном смысле авторское кино -- сама и художник, и режиссер, и сценарист своих лирических картин. Ее первый фильм был кукольным, а второй и нынешний, третий, она снимала в технике перекладки, используя для рисунков легкую размытую акварель. И картины получились подчиненными больше настроению, чем внятному сюжету. В бессловесной истории речь идет о крошечной девочке, которая убегает от обязательного пианино со страшным метрономом и идет гулять с Пушкиным -- скачет с ним по скамейкам в парке и о чем-то болтает.

Приз за лучший мультипликат получил еще один фильм студии «Анимос» -- кукольная «Снегурочка» Марии Муат («Мать и музыка» тоже с «Анимоса»). Муат сняла уже не первый свой фильм в самом ходовом цикле студии -- «Классика для детей». Ее «Снегурочка» -- это переложение стихотворной пьесы Островского, что само по себе для 26-минутной картины весьма непросто. Картина получилась яркой, явно ориентированной на диковатое язычество, а ее герои, включая царя Берендея, ходят в разноцветном тряпье. У мужчин -- волосы дыбом и вытаращенные глаза, женщины -- особенно грудасты, а Ярило-солнце в финале встает над миром огромный и угрожающий, как светящийся Голем. Кстати, озвучивал роли в «Снегурочке» почти полный состав театра «Мастерская Фоменко».

Следующим вручали приз за изобразительное решение -- один из главных в анимации, где художник так же важен, как режиссер. Тут победил еще один фаворит фестиваля -- 26-минутный фильм «Моя любовь» Александра Петрова, снятый по прозе Ивана Шмелева (Петров, как известно, всегда сам и режиссер, и художник своих картин). Единственный российский оскаровский лауреат сделал картину в своей фирменной технике «ожившей живописи», где рисунок масляными красками прямо под камерой пальцами наносится на стекло. Фильм о смятении чувств 16-летнего гимназиста, который никак не может разобраться ни в своей тяге к милой горничной, ни в романтическом восхищении соседской дамой, снова поразил зрителей реалистической точностью изображения и прозрачной, почти акварельной легкостью живописи.

Награду за лучшую драматургию отдали третьему фавориту фестиваля -- фильму Константина Бронзита «Уборная история -- любовная история» (или, как автор назвал свою картину по-английски Lavatory -- love story»). Бронзит, один из самых знаменитых отечественных аниматоров, обычно рисующий уморительное, полное гэгов кино, на этот раз снял фильм не только смешной, но и очень нежный. История о мечтательной тетке, работающей в общественном туалете и в один прекрасный момент обнаруживающей в баночке для мелочи букеты от неизвестного воздыхателя, нарисована очень лаконично и просто -- черной чернильной линией по белому листу. Цветными оказываются только букеты, в счастливом финале взлетающие фейерверком красных лепестков, -- и в этом видно прошлое Бронзита-карикатуриста, умеющего отсекать все лишнее.

Ну и, наконец, две самые престижные награды фестиваля -- «Лучшая режиссура» и «Лучший фильм» -- обе получил Александр Петров. И три первых места в профессиональном рейтинге распределились так: «Моя любовь», «Жихарка», «Уборная история».

В самое ближайшее время большинство показанных в Суздале фильмов разлетится по международным фестивалям, но и наши зрители их тоже смогут посмотреть. В ближайшую субботу лауреатов Суздаля покажут в «Актовом зале», в программе «Мультфильмы по выходным», а в апреле кинотеатр «35 мм» обещает во второй раз провести фестиваль «Наши мультфильмы», где можно будет увидеть почти все.

Дина ГОДЕР,  Время новостей №39 от 06 марта 2007