АЛЕКСЕЙ ТУРКУС: «Я СТРАШНЫЙ ЗАНУДА…»

Режиссер-мультипликатор Алексей Туркус о чудесах и добрых волшебниках знает все, их в его жизни было предостаточно. С детства в его сознании сказка перемешались с былью, и где правда, а где вымысел, он и сам не знает. Говорит, что его предками были лихие разбойники, жившие в горах Испании и грабившие всех подряд, вплоть до королей. Об этом Алексею рассказал его папа, но папа очень любил розыгрыши…

Так были разбойники или нет? Уж очень ты похож на «рыцаря лесных дорог», отбирающего чужое богатство и раздающего бедным.

Спасибо, но думаю, что это очередная папина шутка. Я страшный зануда, и с малых лет терзал всех вокруг постоянными расспросами. Папа терпеливо отвечал, но иногда с очень серьезным видом выдумывал небылицы, разыгрывал. А я беспрекословно верил. Хотя насчет разбойников – кто знает!..

А кем был папа?

Архитектором. Он в 20-е годы окончил ВХУТЕМАС и вошел в группу АСНОВА (ассоциация новых архитекторов), которая отличалась передовыми, авангардными идеями. Именно поэтому у него мало реализованных проектов. Зато отец нашел себя в педагогике, он преподавал почти до конца жизни – до 95 лет. Кстати, родился папа в 1896 году. Ему было пятьдесят девять, когда появился я.

Отец понял и принял твое увлечение мультипликацией?

Да, он был очень демократичен. Но сначала я все же окончил МАРХИ, где получил уникальное образование, которое дало по-настоящему пространственное мышление во всех отношениях, не только с точки зрения профессии. Проектирование, живопись, рисунок, история искусств, эстетика – целый фронт!

Любовь к анимации тоже пришла в институте?

Анимация мне всегда нравилась. Иногда в МАРХИ привозили интересные программы – выпускные работы вгиковцев, фильмы загребской школы. От классической анимации морщили нос – «фи, диснеевщина»! Сейчас, конечно, все воспринимаешь по-другому и не устаешь поражаться – как работали большие художники, мультипликаторы. А тогда очень хотелось авангарда… Но проникнуть в мир анимации мне не представлялось возможным. И вдруг я узнал о Высших курсах сценаристов и режиссеров. Тут же собрал свои лучшие рисунки и побежал туда. Нашу мастерскую вели Федор Савельевич Хитрук и Роман Абелевич Качанов. Режиссуру читали Александр Митта и Сергей Соловьев. Иногда приходил Лев Гумилев, и было неважно, о чем он говорил – слушать было сплошным удовольствием. Даже политологию нам преподавали по-особому: приезжали продвинутые дяденьки-экономисты, которые читали нам то, что далеко не везде услышишь. Мы были как бы членами тайного общества, причисленными к какому-то особому клану. А сколько мы смотрели фильмов! По тем временам, их нигде нельзя было увидеть, видаков еще не было. Качанов нас вытаскивал из зала за шкирку и говорил: «Зачем кино смотреть? Его делать надо!»

В конце 80-х ваш с Шелмановым и Кафановым фильм «Медвежуть» стал настоящей бомбой, его восприняли как новое веяние в советской мультипликации, пересказывали друг другу. А эпизод, как медведь укачивает комара, стал анекдотом. Вы сами осознавали, что сделали нетленку?

Анекдот, все-таки, был раньше, а мы его по-нашему, по-анимационному пересказали, дали новую жизнь. Нетленка – громко сказано, хотя втайне приятно осознавать, что кто-то так считает. Особенно гордишься, когда случайно услышишь разговор: «Вчера по ящику улетный мультик был, «Медвежуть», не видел? Жаль! Я ваще угорел!»

Но самым счастливым для тебя можно назвать фильм «Буревестник» – он популярен, любим, принес несколько профессиональных призов…

Да, он популярен во многом благодаря интернету, где с некоторых пор можно посмотреть чуть ли не все мультфильмы. В конкурсе, устроенном Rambler Vision, «Буревестник» в 2005 году получил приз зрительских симпатий и несколько месяцев занимал первое место.

Это твои школьные воспоминания? Недолюбливаешь Горького?

Нет, что ты! К Горькому у меня совершенно нормальное отношение. Нас бесили комментарии учителей, отбившие у меня желание читать на многие годы! Вспомни: «Лев Толстой – зеркало русской революции», «Война и мир – дубина народной войны»… Какая тут любовь?! Конечно, «Песня о буревестнике» сейчас носит по-доброму пародийный характер. Да и тогда на уроках мы всегда друг друга подкалывали, поддразнивали, пытались «сбить» отличницу. И тот же Федотов – персонаж реальный, из моего детства. Наверное, в каждом классе был свой Федотов – лоботряс, юморист, который до колик веселит ребят и изводит учителей.

Зрители даже не подозревают, что делается фильм далеко не так же весело и быстро, как смотрится. Какой этап в съемках для тебя самый сложный?

Сценарий! Его надо держать в голове, чувствовать всем нутром, от идеи до чистового монтажа фильма. Со сценарием в голове спать ложишься, с ним же и просыпаешься, что-нибудь жуешь, а сам все про сценарий... Зазеваешься, все рассыплется! Правило, как за рулем: следи за дорогой, не верти головой!

Ты не похож на жесткого руководителя, но все же организуешь работу десятков человек. Как тебе это удается?

Жесткость режиссера – от недоумия, это не «мэтод». Дружба, доверие, открытость, доброжелательность! Да я иначе и не умею. Редчайший случай, когда повысишь на кого-нибудь голос, по собственной же глупости, потом ходишь – извиняешься, места себе найти не можешь. Стыдно! Важно, чтобы каждый в группе чувствовал, что от него зависит все! Все талантливые, все замечательные, и всем должно быть весело, несмотря на трудности!

А есть в процессе создания мультфильмов место для шуток, розыгрышей?

Так  весь процесс – это сплошной розыгрыш, сплошные шутки и неожиданности! Сама атмосфера на том же «Союзмультфильме» располагала. Помню, подходит ко мне в коридоре режиссёр Валерий Угаров: «Ну-ка, попрыгай!» Прыгаю. «Теперь штаны подтяни!» Подтягиваю. «Так, понятно», - говорит Валерий, сосредоточенно глядя сквозь меня, и исчезает за дверью своей комнаты. Позже, я узнал себя в одном из персонажей его нового фильма. Или такой эпизод: в том же коридоре прохаживается солидный мужчина. Вдруг раздается кошачье мяуканье. Вздрагиваю от неожиданности, оглядываюсь – никаких котов! И тут выясняется, что мяукает сам солидный мужчина, великий звукоимитатор Александр Баранов. Мультфильмы озвучивали многие замечательные актеры и даже дикторы. Игорь Кириллов своим великолепным голосом и со свойственным ему тончайшим юмором читал Хармса, будто официальное заявление Политбюро ЦК КПСС. В результате, у членов съемочной группы неделю болели мышцы живота. От смеха.

Пару лет назад вы с Шелмановым снял замечательный мультфильм «Гармония», посвященный юбилею Ларисы Долиной. В российском кино это необычный проект. По-моему, еще никто не выполнял на таком профессиональном уровне частные заказы.

Этот фильм тоже родился благодаря «Буревестнику», который – хочу похвастаться – очень понравился Ларисе и ее мужу, продюсеру Илье Спицыну. Илья обратился ко мне с идеей – экранизировать стихи одного поклонника Ларисы Долиной. Это было забавное поздравление о том, как мужик сидит за столом и раздирается между пельменями и телевизором, где поет Долина. Идея нам понравилась, и мы очень быстро сделали мультфильм. Опять же хвастаюсь: и заказчик, и Лариса остались очень довольны. На юбилее певицы всем были подарены диски с «Гармонией». 

Если уж мы заговорили о юбилее, то вряд ли открою тебе тайну, если скажу, что многие были несказанно удивлены, когда тебе исполнилось пятьдесят. Чтобы так хорошо выглядеть, ты прикладываешь какие-нибудь усилия?

Это наследственность, папины гены. Он всегда был в прекрасной форме. А эмоциональностью я – в маму. Такой же, как и она, «весь на нерве», но внешне стараюсь быть – сдержан, как отец. Ну и жена мне помогает. Аня – хороший медик с необыкновенным диагностическим чутьем. Всех видит насквозь и дает правильные советы. Кормит меня «нужной» пищей.

Аня печет удивительные пироги и торты, а ты совершенно не прибавляешь в весе. Теперь я понимаю, почему.

Думаю, все калории выгорают из-за моей повышенной нервозности. В молодости мы пили, курили и ели всё подряд, и помногу, а теперь в излишествах отпала необходимость. А Аня ещё потрясающе вышивает, рисует, пишет стихи, делает переводы с испанского, английского и немецкого и играет на фортепиано! Во!

Сейчас в кинотеатрах идут в основном американские 3D-мультфильмы, а телеканалы наводнили сомнительного качества сериалы. Что мы можем им противопоставить?

Есть фильмы, которые мне понравились. Это «Принц Египта», «Шрек», «Трио из Бельвилля», Белка из «Ледникового периода» - просто шедевр! Но то, что творится с анимацией в телевизоре, ввергает в тоску... У наших аниматоров огромный потенциал, это видно по фестивалям «Суздаль» и «Крок». А денег нет! Наши инвесторы как-то несерьезно воспринимают анимацию, а зря! Но, несмотря на трудности, в Москве сейчас снимаются сразу несколько полнометражных мультфильмов. И ваш покорный слуга только что закончил в соавторстве с Лешей Шелмановым сценарий, о котором пока ничего не скажу! Секретик! Спонсоры, телеканалы, люди добрые, не зевайте! С вами, господа, у российской анимации – мировое будущее!

Сергей Капков, Журнал «ПРЕСТИЖ» июль 2007.