Мультбрат
"Сегодня анимация вошла в моду, это некая тенденция в современном игровом кино. "Властелин колец" - это что? Чистой воды мульт", - уверен продюсер Сергей Сельянов

Продюсер более пятидесяти художественных, анимационных и документальных картин, создатель и глава кинокомпании "СТВ", обладатель "Золотого Овна" как лучший продюсер десятилетия - именно Сергей Сельянов стал мотором нынешней долгоиграющей анимации. Десять лет назад в пору подготовки съемок "Брата2" он начал производство анимационного сериала "Приключения в Изумрудном городе". Потом были "Карлик Нос", трилогия о русских богатырях... Неудивительно, что на завершившийся суздальский анимационный фестиваль Сельянов приехал присматривать новых авторов, искать новые идеи, о которых и рассказал "Итогам".

- Зачем успешному продюсеру Сельянову, руководителю "СТВ", анимация?

- Знаете, как в жизни бывает, - нравится. Мало что понимаю в анимации, просто мне это по душе. Я в детстве обмирал от анимации, а соприкоснулся с ней действительно ненароком. Мой товарищ Александр Боярский озвучивал фильм для Кости Бронзита. Потом на него "упал" мультзаказ про медведей... Он позвонил, говорит: "Может, и мы что-нибудь замутим?" Отчего-то я мгновенно ответил: "Давай". Хотя за секунду до этого вовсе не думал про анимацию. Так в жизни бывает. Стали делать сериал по "Волшебнику Изумрудного города". Потом фильм "Карлик Нос"... Ну и покатилось. Если честно, я понимаю в этом деле гораздо меньше, чем в игровом кино. Зато знаю то, во что не слишком врубаются сами аниматоры. Во всяком случае, вижу кино в целом. Мультипликаторы же в основном поднаторели на короткометражках. Даже самые талантливые зарываются в частности, и картина рассыпается на обаятельные кусочки.

- Каково для вас принципиальное отличие рисованного полного метра от игрового кино?

- Признаюсь, вначале я сам не слишком ощущал разницы. Мы столкнулись с этой проблемой в "Карлике Носе". Переделывали некоторые эпизоды по нескольку раз. Вроде отличная, с моей точки зрения, сцена. Читаю ее в сценарии: есть начало, конец, хорошая форма. Все рисуется, снимается, озвучивается. Смотрим. А что-то не так... Оказывается, и начать нужно по-другому, и середину переделать, и выбросить что-то. Переделывали по наитию. С опытом это чутье развивается. Но не могу сказать, что овладел, и тем более не могу сформулировать некие правила. Это скорей на уровне профессиональной интуиции. Вроде схожесть есть. Но и тип историй - разный, и гэг в полнометражной анимации имеет большее значение, чем в игровом кино. Да и само существование гэга в мультфильме иное. В игровом кино - это локальный микроаттракцион: торт в лицо, по голове палкой. В анимации правильный набор гэгов важен для конструкции фильма в целом, а не только чтоб рассмешить зрителя.

- Почему игровые режиссеры ломанулись в анимационное кино?

- Есть тип игровиков, имеющих склонность, не всегда очевидную, скажем так - к игре без ограничений. Игровое кино крайне материально, громоздко, очерчено границами невозможности. Конечно, ограничения плодотворны для творчества. Но иногда так хочется из них вырваться. Взять артиста, который у тебя в голове, полностью отвечает роли, играть будет как надо.

- Да и кто, к примеру, переиграет норштейновского Акакия Акакиевича, у которого лицедействуют даже отдельные морщинки лица?

- Конечно, банальная мысль, но ведь правда: анимация может все.

- Эйзенштейн назвал кинематограф частным случаем мультипликации.

- К тому же сегодня анимация вошла в моду, это некая тенденция в современном игровом кино. "Властелин колец" - это что? Чистой воды мульт. Или взять нынешние популярные экранизации комиксов в игровом кино. Или Тарантино. Многие режиссеры хотели бы к этому направлению присоединиться. Вот Саша Рогожкин мечтал, даже написал пару сценариев несколько лет назад. Талантливых, но слишком громоздких. Часа на три истории. Один синопсис, помню, был про тараканов времен Второй мировой войны.

- Тем не менее сегодня у нас практически нет качественных полнометражных картин. При этом все их авторы настроены на коммерцию. Возможно ли сочетание авторского и коммерческого кино в полном метре?

- "Коммерция", на мой взгляд, слово нелепое. Где у нас на рынке коммерция? Это все кино для зрителя, но хорошо сделанное. Независимо от хронометража талантливого кино во всем мире мало. Тут кпд - в смысле качества, как у паровоза, - три процента. Однако я готов пробивать такие авторские проекты, как, скажем, "Трио из Бельвиля". Но для того, чтобы случилось, прежде всего необходим хороший режиссер, готовый быть сопродюсером. Ведь сейчас гуляет целый ряд проектов с бюджетом шесть миллионов. Это нереально, бессмысленно в России. Режиссер должен что-то такое придумать, самоценное, при этом интересное зрителю, плюс адекватное по затратам. Тут все важно: техника, своя команда. Подобная работа невозможна без некоторого самопожертвования, в том числе и в гонораре. Делать полнометражный фильм за несколько миллионов долларов и потом собрать в российском прокате 100 тысяч? У нас нет зрителя для арт-кино: анимационного и игрового. Есть 50 тысяч человек. Число это уже определено и не меняется с 2000 года. Вот и все. Это вопрос к стране.

- Однако постепенно полнометражные фильмы начинают окупаться. С "Карликом Носом" вы едва вышли в ноль, но следующие фильмы - из "богатырской трилогии" -приносят доход.

- Да. Наверное, прежде всего благодаря нашей деятельности. Тут есть некая, простите за пафос, гражданская миссия - вернуть зрителя. "Карлик Нос" был первой прокатной ласточкой - почти через сорок лет на экраны вышел большой российский мультфильм. Мы этим горды. А "Илья Муромец..." собрал 10 миллионов долларов. Это значит, что мы создали некий плацдарм для развития российского зрительского мульткино. На самом деле каждый анимационный проект индивидуален. Тут невозможно конвейерное производство. И талантливый человек - режиссер, художник - в итоге сам правила и законы меняет, устанавливая новые. Сейчас наша анимация - в основном маленькие очаровательные фильмы. Но когда ко мне приходит режиссер с блестящей 10минутной короткой лентой, меня это настораживает. Сможет ли он сделать так же здорово большое кино? Или он совершенен лишь в малой форме? Это разные виды творческой деятельности, разные способы дыхания. Как в литературе - есть мастера рассказов, и ведь они не обязаны писать романы...


Лариса Малюкова, Опубликовано в журнале "Итоги" No. 11 (613) от 13 апреля 2008 г.