Маленькие миры или ниндзя в Выборге.
(записки члена анимационного жюри)

В Выборге очень злые комары. Я этого не знал, потому что впервые тут оказался на кинофестивале в этом году. И страшно был доволен тем, что меня позвали. В жюри. Из аниматоров на фестивале, к сожалению, только члены жюри и были: режиссёры Наталья Дабижа, Владимир Тарасов и ваш покорный слуга: по срокам выборгский фестиваль пересёкся с КРОКом, и все прочие аниматоры «утекли» на пароходе «вверх по матушке по Волге». Разбавил этот профессиональный арбитраж Юрий Назаров, председатель Союза дизайнеров РФ.

Ещё был Гарри Бардин, чьим фильмом «Чуча-3» и открыли фестиваль. Фильм был показан вне конкурса, и был заявлен автором во вступительном слове как мировая премьера. На этот раз известный режиссёр, взяв за основу «Кармен сюиту» Щедрина, замесил сюжет на теме детской ревности, доходящей до жестокости. По счастью, всё там кончилось хорошо, но это отдельная тема. Вернёмся к конкурсу.

Итак, каждое утро в старомодном, уютном зале «Полтинника», как ласково называют свой кинотеатр местные жители, собирались члены жюри и зрители, преимущественно дети. Среди немногочисленных взрослых был замечен Кирилл Разлогов, который с завидным постоянством приходил на все просмотры. Внимание к анимации такого сведущего в искусстве кино человека приятно и вызывает уважение.

По нашему «анимационному департаменту» конкурсная программа кинофестиваля была насыщенной и качественной. Под насыщенностью я подразумеваю количество, под качеством – то, что были представлены почти все заметные и интересные работы, сделанные за прошедший год, что делает честь отборочной комиссии.

Перечислю те, что фигурировали в качестве претендентов на призы: «Музыкальный магазинчик» Софьи Кравцовой, «Ключи от времени» Сергея Серёгина, «Маленькая ночная симфония» Дмитрия Геллера, «Гостинец от крёстной» Кати Михайловой. Особенно развеселили меня своим всегда свежим подходом к анимации, детской простотой в изложении и непосредственностью Ольга и Александр Флоренские,

«Трофейные фильмы».

А кукольный фильм Кати Михайловой «Гостинец от крёстной» я бы показывал некоторым нашим режиссёрам и операторам игрового кино как образец стильного цветового решения фильма и грамотно поставленного света (речь не о новаторстве, а просто - о культуре киноизображения). Про свет в этом фильме, который и впрямь хорош (поклон невидимым творцам!), хочется крикнуть голосом лесковского персонажа: «Люди-и!! Гляньте!! На кукол лучше, чем на живых людей светют!!!»

К сожалению, всем призов не хватило, как понимаете…пришлось выбирать.

Главный приз в разделе «Анимация» получил фильм Ивана Максимова «Ветер вдоль берега», фильм добрейший, милейший, ироничнейший и при этом немного… грустный. Доброта и «милота» происходят от фирменных Ваниных персонажей, которых он последовательно плодит из фильма в фильм на протяжении всего своего творческого пути. Я думаю, что рано или поздно искусствоведам вместе с зоологами (или кто там ещё для этого нужен?) придётся заняться классификацией и описанием максимовского бестиария: добродушные полупупсы-полущенки, мини-лолиты , носатые птицы , головастые улиточки и прочие милые твари населяют Ванин мир, роются в песке, ныряют, летают по ветру, лепят куличики и рушат собою дома с методичностью метронома (фильм музыкальный, и изображение просто таки свито в косичку с импровизацией Даниила Крамера и Алексея Кузнецова на тему Чика Кореа). После фильма остается лёгкое ощущение бреда от всего увиденного… но – милого бреда, сродни тому, что ощущаешь, проснувшись и вспомнив приятный сон. Короче, что только не понапридумал этот изобретательный Максимов! Пересказывать сюжет в данном случае – дело неблагодарное и ненужное. Его там нет. Посмотрите, и всё поймёте. Лишний раз убедитесь как буквально из Ничего, из воздуха, читай - из ветра, делается Что-то, что даже у унылых людей вызывает улыбку. А это искусство. Так или иначе, но дети в зале «Полтинника» смеялись, и - не где попало. А детский смех стоит дорого, особенно если учесть что «Ветер вдоль берега» фильм не совсем детский (скажем так), - практически бесцветный , графичный, лишённый привычно приписываемых детскому кино необходимых составляющих: ярких красок, голубых глазок, розовых щёчек и т.д. По сумеречному(или предгрозовому?) небу летит всяческий мусор, иногда осязаемо ощутимый, «как в жизни», скудные пейзажи с нелепыми убогими постройками должны бы вызвать тоску… Не вызывают. И слава Богу. Но по-хорошему - грустно. Или печально. И печаль Максимова светла. Ему и грустно, и смешно… Что там ещё подходящее у класиков? Осмелюсь так же сравнить созданный Максимовым-аниматором мир, его природу и его состояние с миром чаплинских героев. Ему удалось показать , вернее - дать ощутить безграничный простор не разрушив при этом своеобразный уют изображения… Пожалуй, тут я лучше остановлюсь, это уже сугубо личное.

Жюри недолго совещалось и при всей разнице во вкусах бесспорно отдало этому фильму приз «За лучший анимационный фильм».


Хотя мне, как художнику, ближе другой фильм. Он вызвал некие трения в жюри, что и понятно: фильм необычный, неоднозначный, но невероятно красивый. Специальный приз жюри получил фильм Валентина Ольшванга «Про раков». Для тех, кто хорошо знает живопись, не составит труда узнать в кадрах фильма мотивы и прямые цитаты картин Милле, Ван-Гога, Саврасова, народные лубочные картинки, пейзажи барбизонцев (Руссо) и прочая и прочая… Что примечательно, эти цитаты не раздражают, поскольку такое цитирование интонационно уместно; этим усиливается звучание кадра. Оно органично в изобразительной ткани фильма. Валентин намеренно и декларативно традиционен, он чувствует неисчерпанную, эмоциональную силу живописных полотен и хочет продлить и расширить их жизнь посредством кино, в новом качестве. Я считаю, что это важно. Такие фильмы показывают и напоминают, из чего происходит искусство. Это же касается и рассказанной в фильме истории. Она дремучая, корнями глубоко уходящая в язычество, к наговорам и заговорам, к легендам, к древнегреческой трагедии. И здесь всё намешано. Отовсюду понадёргано и допридумано. Но как здорово! Чудовище – но лицом мило; девица, которую оно похищает, любит своего похитителя и родит ему деточек; мать девицы хочет защитить и спасти дочь и убивает чудовище, отрубает ему голову мечом, и та катится в воду, обагряя ступени потоком крови; но теперь дочь ненавидит её и в отчаянии и гневе превращает детей своих в рака и птицу, а сама оборачивается кукушкой… И не волшебной палочкой помахивает, – об землю сына мать шмякает так, что невольно вздрагиваешь. А ведь вроде всего лишь «мультик». Вот и судите.

Были в программе фильмы добротные, красивые, изобретательные, серьёзные, ловко смонтированные, очень профессиональные. Но всё же они существуют в рамках уже найденного и освоенного, понятного мне по форме изложения и по сюжету.

Фильм же Ольшванга чуть раздвигает рамки жанра, пускает лучик света в неведомое, соединяет несоединявшееся ранее, пусть местами неловко(теперь то уж можно давать советы, когда всё готово и автор только и увидел сам, что у него вышло). И я вижу то, что всегда ново и вечно. Любовь, горе, счастье, отчаяние, безысходность, тоска... И я проваливаюсь в этот сказочный, жёсткий и яркий маленький мир . Сижу, смотрю, как дитя, разинув рот, и первая мысль: «Ах!!… » И вторая за ней: «Надо же, как он это сделал!… А я бы так не смог…», а когда я ловлю себя на этой паре мыслей, то это верный знак – случилось Искусство. Оно живёт и дышит в этом произведении. И даёт мне радость и силы и желание самому творить что-то. И зависть хорошую, тоже чувствую, а как же!


Дипломом за лучший детский фильм мы отметили кукольный «Грибок» Сергея Косицына. Простую до наивности и по-хорошему традиционную союзмультфильмовскую ленту. О том, как нехорошо обманывать и что нужно делиться. Может быть, вы помните фильмы вроде «Козлёнок, который умел считать до десяти»? Вот, что-то в этом духе. Дети в зале оживлённо реагировали и смеялись. А автора уже нет. Сергей безвременно ушёл после тяжёлой болезни, фильм заканчивали без него. Но пусть дети этого не знают. Пусть их веселят и ненавязчиво поучают с экрана плюшевые медведи и лисички под пенопластовыми деревьями с бумажными листьями, и нарисованное солнце пусть никогда не гаснет. И пусть аниматоры кажутся им добрыми волшебниками. А волшебники живут вечно, как известно.

Кстати, о детском кино. Хорошо бы внести поправку в регламент фестиваля и выделить детское анимационное кино в отдельную категорию, такова мировая практика. Для этого не нужно «плодить» призы – пусть, например, спецприз жюри переориентируют для этой цели. И детскому кино будет отдушина, и жюри легче…


На церемонии закрытия президент фестиваля Армен Медведев пошутил, назвав аниматоров - «ниндзя», уж не помню в каком контексте. Я подумал: какое подходящее слово! Президент оказался трижды прав:

  1. вручить в призы под фанфары не удалось никому из аниматоров. Отсутствуют. Ниндзя и есть. Невидимки то есть. Но президент фестиваля-то этого заранее не знал...

  2. Да и вообще-то аниматоров почти никто и не видит! Хотя все слышали, что есть такие. Ну не тусуются аниматоры по светским вечеринкам и приёмам, не мелькают в скандальных хрониках и на обложках модных журналов, другая у них жизнь…

  3. Сами фильмы – тоже «ниндзя». Редкий человек, кроме специалистов, может похвалиться тем, что видел российское анимационное кино последних лет. Проката нет(видео и прочие носители я не считаю), политика основных телеканалов не предусматривает, насколько мне известно, демонстрацию короткометражек – рейтинги, я понимаю. Ну, это всё уже тысячу раз проговорено… Так что только фестивальная публика эту анимацию и смотрит. А сколько фильмов на фестивали не попадает? Качество – другой разговор, был бы выбор!…

Никто не видит, но все постоянно слышат, что где-то там…наши-то аниматоры, за бугром опять призов нахватали, здорово! Все гордятся. Хороший информационный повод! Налетела пресса, что-то поснимали, сообщили, погордились, и - … как в болото. У Юрия Черенкова за ОДИН фильм «Большая миграция» 40 (сорок!!) международных призов, если не ошибаюсь, у Константина Бронзита за «Где-то, на краю земли» - 60(шестьдесят!!!) У Константина Бирюкова за дебютных «Соседей» - 20 призов по всему миру. И это только три примера, а их гораздо больше – кто видел те фильмы? Я уже не говорю о Петрове, том самом, у которого призы уже просто некуда ставить и он раздаёт их, лишь бы места дома не занимали, я сам тому свидетель…Кто видел его «Старика и море»? «Корову», «Сон смешного человека»? Кто знает фильмы Петрова трижды на Оскара были номинированы?

В Голландии есть режиссёр –Пол Дриссен. Очень хороший режиссёр. И Оскары у него тоже есть. В день его рождения один из голландских телеканалов круглые сутки без остановки крутил его фильмы. Я сам это видел. А может и дольше крутили, может и неделю… Это любовь и уважение голландцев к таланту так проявляется, как мне кажется. Им нужно хорошее кино, это чувствуется. Я не то чтобы любви прошу от имени российских аниматоров (у кого?), но почему там – наши лучшие фильмы востребованы и показываются, а здесь нет? Хотя бы те, что признаны лучшими? Даже если их успех там и здесь поделить надвое – что-то же в них есть? Разумное? Доброе? Вечное? Неподдельное? Разве не являюся они нашим национальным достижением и достоянием наравне со спутниками, Большим театром и Калашниковым? Разве не их нужно смотреть-показывать, хотя бы иногда, детям и взрослым? У меня нет ответов на эти вопросы(догадки есть) . Но у меня нет и большого желания работать исключительно на экспорт. Как и заведомо в никуда. Я ведь тоже со своими фильмами - невидимка, хотя, может быть, и не самый невидимый.

Но это так, боль сердца. Фестиваль же прошёл отлично, был прекрасно организован. Следы от комаров постепенно зажили. Не знаю, как там композитор Дашкевич – он был изъеден ими сильнее всех, несмотря на массированное применение патентованных средств. Я же теперь постараюсь закончить новый фильм и в следующий раз опять поехать в Выборг, теперь уже как участник. Если повезёт. Так что у меня тогда получится что-то вроде: «судите, и судимы будете» … Как видите, всё зависит от контекста.



Михаил Алдашин, Газета «СК-Новости» Сентябрь, 2004 г.