Наталья ЛУКИНЫХ Наталья ЛУКИНЫХ

АНИМАТОР БЕЗ РАБОТЫ, МУЛЬТФИЛЬМ БЕЗ КРЕАТИВА,
СТРАНА - БЕЗ ОСКАРА...

Поводом для написания этой статьи стал очередной Пленум Российского киносоюза, где предполагалось обсудить насущные творческие проблемы. Мне было предложено выступить с анализом современной ситуации в отечественной анимации. Я подготовилась говорить о традиционном невнимании прессы, критики да и большинства кинематографистов к достижениям и проблемам наших аниматоров, но выступать мне не пришлось, поскольку жизнь неожиданно внесла серьезные коррективы в регламент Пленума. Ребром встал вопрос о слиянии Роскомкино (Госкино России) с Минкультом, что, конечно, вызвало переполох в кинематографической среде. Все пленарные выступления посвящались теперь только проблеме закрытия киноминистерства. Однако ни Пленум, ни публичное обсуждение волнующей всех кинематографистов темы в прессе не повлияли на ситуацию. Участь Роскомкино была предрешена, и уже в середине лета на здании в Гнездниковском переулке появилась новая вывеска- "Министерство культуры России. Служба кинематографии". Управляющие структуры преобразовались, общественные страсти мало-помалу улеглись, а проблемы остались. И, к сожалению, по сей день остается неизменным отношение кинообщественности к делам аниматоров, а значит и мои слова о судьбе отечественной анимации не приходится переиначивать...

Какие бы серьезные изменения и драмы ни происходили в структуре кинематографа, о делах кинематографистов всегда судили и будут судить по фильмам и по их признанию зрителями и профессионалами. Изрекать эту банальную истину мне приходится только ради того, чтобы напомнить всем, что самым значительным и громким триумфом российского кино в этому году стала Оскаровская награда режиссера-мультипликатора Александра Петрова за его новый авторский фильм "Старик и море", снятый в Канаде. Достаточно лишь вспомнить неистовство столичных журналистов, неожиданно обнаруживших у себя под носом неведомую им звезду мирового класса, или безумный аншлаг, сопровождавший авторский вечер аниматора Петрова в Московском доме кино - ничего похожего давно не происходило с картинами отечественных режиссеров, и уж тем паче с анимацинными фильмами.

Оскаровская премия Петрова не только стала грандиозной новостью и удивительным открытием самого факта существования анимации для российского киносообщества, но и как индикатор выявила особенности жизни и социального статуса анимации в отечественной кинематографической среде.

Наши мультипликаторы действительно давно уже живут своими особыми цеховыми заботами и радостями, не стараясь привлекать внимание общественности к своим бедам и свершениям. Но обособились они не столько потому, что этого требовали особенности самого искусства анимации, сколько потому, что долгие годы вся советская система пропаганды кино упорно ставила мультипликацию в особое - второсортное положение. Для мультфильмов обычно отводились специальные часы и дни показа, чаще всего это было связано со школьными каникулами или праздничными детскими утренниками, короче говоря - с простыми детскими радостями. Про серьезные успехи аниматоров в серьезных жанрах и в серьезной тематике по традиции у нас было не принято говорить, более того - с годами растиражировалось ошибочное определение анимации как "жанра кино" (то ли несерьезного, то ли детского), хотя серьезная киноведческая литература с давних времен классифицировала анимацию как отдельный вид кино (а не жанр и не технологию!), закономерно считая, что ее творцы могут выбирать для своих произведений самые разные темы, жанры и технологии. Ну а об авторских эстетских экспериментах аниматоров, которые обычно и привлекают внимание мировых фестивалей, наши журналисты и чиновники ничего не знали или не хотели знать.

Ситуацию несколько изменила перестройка с ее активным интересом к злободневному искусству. В печати стали появляться материалы о мультфильмах с отчетливо публицистическим, карикатурным пафосом. В это же время начали говорить и о проблемах внутри "волшебного" анимационного цеха. Сначала на повестку дня встал вопрос об уходе Юрия Норштейна со студии "Союзмультфильм", причем, чаще обсуждалось не высочайшее художественное качество норштейновских фильмов, а именно конфликт известного мастера-индивидуалиста со студийной администрацией. Середина 90-х годов подбросила прессе другую скандальную тему из жизни аниматоров - многолетнюю тяжбу за власть на "Союзмультфильме". Все прочие события, проблемы, открытия не имели существенного информационного повода для разговора о мульткино.

И потому оказалось вполне закономерным, что Оскаровский триумф ярославского художника-аниматора Александра Петрова стал для неподготовленной неинформированной общественности просто шоковым событием - ведь что бы там ни говорилось о престиже разных отечественных и международных кинонаград, но Оскар для большинства наших соотечественников остается самой звездной и вожделенной вершиной.

В день, когда стали известны результаты нынешней Оскаровской церемонии, мой телефон начал дымиться с утра - звонили коллеги журналисты, кинокритики, телевизионщики. Александр Петров и Никита МихалковВсе интересовались Петровым, были, конечно, вполне грамотные вопросы, уточняющие какие-то детали его творческого пути, но сколько же было наивных, оскорбительно нелепых вопросов из серии "Кто такой, почему не знаю?". Одна тележурналистка так прямо и поинтересовалась : "Откуда взялся этот мальчик ?" И приходилось, с трудом сдерживая возмущение, объяснять несведущим, что известный художник и режиссер Александр Петров, работающий в кино уже лет двадцать, - совсем не мальчик, что всего его 4 знаменитых авторских фильма, созданных в сложнейшей технике "ожившей живописи", были кандидатами на Нику и получили множество наград и титулов в мире, что с 90-го года режиссер уже трижды номинировался на Оскара за лучший анимационный фильм года. И наконец, Петров - Лауреат Госпремии России, а такую высокую награду в нашем государстве пока еще слава богу не получают в младенческом возрасте и ни за что...

Меня до боли поражает такое устойчивое отсутствие интереса, если не сказать пренебрежение, к целому отряду признанных во всем мире, талантливых и дееспособных художников, а также к уникальной области творчества, которая ныне оказалась более чем какая-либо другая востребована всей мировой системой кино-видеоиндустрии и шоу-бизнеса. Без использования особенностей и уникальных творческих возможностей анимации сегодня не обходится ни современный игровой кинематограф, ни видеоарт, ни телебизнес. Средства массовой информации в последние годы нам все больше предлагают восхищаться успехами современной компьютерной графики или невероятными спецэффектами в дорогостоящем постановочном кино, забывая, что все компьютерные чудеса и умопомрачительные спецэффекты на экране создает не техника, а люди, и прежде всего - очень грамотные, мастеровитые художники-аниматоры, заставляющие машину воплощать в реальность свои фантазии. Тем не менее, во всем мире высоко ценится и мастерство рукодельной - рисованной или объемной анимации, а также художественное качество и профессиональные традиции нашей отечественной школы анимации.

Только за последнее десятилетие российские мультипликаторы получили наверное вдвое больше международных наград, чем все отечественные кинематографисты, и именно мастера нашей анимации сегодня профессионально востребованы во всем мире. Аниматоры из Москвы, Екатеринбурга, Киева или Минска сейчас с успехом работают в США и Франции, в Канаде и Германии, в Польше и Венгрии, органично вписываясь в каноны качественного авторского и коммерческого западного кино, и никто из этих профессионалов не сожалеет о своем решении уехатьработать за рубеж. Кроме того, наши крупные мультстудии "Пилот" и "Кристмас" и в России с успехом работают над многосерийными проектами для американского и британского телевидения, создавая не дешевую коммерческую видеопродукцию, а фильмы высокого фестивального качества. Картины московской студии "Кристмас" из британских просветительских мультсериалов, которые смотрят телезрители всего мира, уже неоднократно подтверждали свое качество призами "Эмми" или наградами международных фестивалей в США, во Франции и в Португалии.

Однако именно у нас в стране отсутствует грамотная информация о современной ситуации в мировом анимационном искусстве и к тому же совершенно искажена вся шкала художественных оценок анимационной продукции. В последние годы, например, у нас с легкостью открываются двери в мир теле-видеобизнеса любым дилетантам, работающим на компьютерной технике, но зато в тени, в положении аутсайдеров оказываются подлинные мастера анимации, своими фильмами и фестивальными наградами давно доказавшие миру свою профессиональную ценность. На нашем телевидении одна за другой закрываются специализированные цикловые телепрограммы об анимационном искусстве. Напомню, что в 93-ем году на РТР дебютировала моя программа "Аниматека", которой с трудом, но все же удалось продержаться в эфире до 98-го года. На третьем выпуске закончилась телеистория авторской программы Гарри Бардина "Мультпросвет". Родившаяся в 95-ом году на ОРТ детская передача "Мультитроллия" продержалась не более трех лет. Появившиеся позже других телепрограммы "Анимация от А до Я" (Рен-ТВ) и "Мультпарад" (ТВЦ) после года работы свелись к простому показу мультфильмов. Среди большого количества регулярных информационных и развлекательных телепрограмм о кино, которые традиционно уделяют основное внимание игровому кинематографу, передачам об анимации сегодня вообще не находится места на наших государственных или частных телеканалах. А те, что возникли совсем недавно, например "Мультазбука" на ОРТ - ориентированы более всего на детские забавы и намеренно не ставят перед собой задачу профессионально говорить о мультипликации.

Конечно, при таком отношении к анимационному творчеству и анимационной профессии аниматорам у нас особенно не приходится рассчитывать на благополучие при любых властях и при любых структурных изменениях в кинематографе. Впрочем, таким мастерам, как Юрий Норштейн, Александр Петров, Андрей Хржановский, Гарри Бардин, Александр Татарский - (кстати, этот ряд звездных имен российской анимации можно продолжать еще долго, но вряд ли имена даже самых признанных звезд отечественного мульткино что-то скажут нашей публике) - таким мастерам, я надеюсь, еще удастся найти средства на реализацию своих творческих планов - не в России, так за рубежом. Но что же делать совсем начинающим режиссерам, выпускникам наших знаменитых киношкол, или мастерам других уникальных профессий мульткино - художникам-постановщикам, художникам-мультипликаторам, кукольным мастерам, декораторам, операторам, монтажерам - просить милостыню или наниматься в дворники? Наша тяжелая жизнь уже давно подвела многих создателей мультфильмов к тяжелому выбору - либо менять профессию, либо искать себе применение за границей. Как выясняется на практике – за границей наши мастера не пропадают, но те, кто хочет жить и работать дома, с каждым годом все более ощущают свою ущемленность и ненужность. И не приходится удивляться тому, что когда наступает пора собирать "по сусекам" всю новую мультпродукцию россиян к ежегодному профессиональному смотру в Тарусе, организаторов фестиваля начинают терзать страшные предчувствия, что новый тарусский "улов" может оказаться либо совсем скудным, либо (того хуже) - последним для нашего прославленного анимационного кино.

Приходится с горечью констатировать, что лучшие работы наших аниматоров в последние годы почти или совсем не принадлежат России. Новая Оскаровская картина Александра Александр ПетровПетрова "Старик и море" - канадская продукция, знаменитая лента Константина Бронзита "На краю земли" - французская, а все мировые права на фильмы студии "Кристмас" из Шекспировского, Библейского и сказочного циклов - у британских продюсеров. Невнимание к нашим мастерам мульткино, незаинтересованность государства или независимых продюсеров поддерживать новые анимационные проекты, способные принести не только награды, но и экономическую прибыль, - грозят постепенно превратить все творения наших прославленных мультиплиакторов в иностранную собственность, к которой родная страна уже не сможет подступиться. А при таком раскладе нашим зрителям придется изредка видеть на экранах лишь старые советские мультфильмы из собрания Госфильмофонда - это в самом лучшем случае, а в худшем и наиболее типичном варианте - постоянно потреблять дешевые импортные мультсериалы, предназначенные для телеэкранов "третьего мира", и считать новыми мастерами анимации создателей современного компьютерного теледизайна, собирающих свои видеоролики, как детские кубики, из элементов популярных компьютерных программ. Про подобную безликую видеопродукцию сами же компьютерщики говорят на своем профессиональном слэнге - "не хватает креатива". Короче говоря, перспектива простая - аниматор - без работы, мультфильмы - без креатива, страна - без Оскара.

Москва