СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ И ПЕРЕНОСЧИКЕ ЗЛА

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…»

Эти строки знает каждый ребенок и каждый взрослый, кто хотя бы раз в жизни держал в руках томик Пушкина. А кое-кто, может быть, видел и старенький мультфильм, где герои чудеснейшим образом напоминали артистов Чиркова и Зуеву.

Казалось бы, сказку читали, кино смотрели, пластинку слушали – что еще можно выудить из этого классического сюжета?

Оказывается, можно. На киностудии «Союзмультфильм» готовится новое прочтение «Сказки о рыбаке и рыбке». И довольно оригинальное. С музыкой Геннадия Гладкова и голосом Олега Табакова.

Нет, сюжет останется прежним, и разбитое корыто никуда не денется. Немного сместятся акценты. По версии создателей фильма, все зло в этой истории – от Старика. Он довел Старуху до нищеты, а затем стал бегать от нее к Рыбке с гнусными просьбами. Он не смог вовремя пресечь бесконечные запросы жены, и в финале проиграли оба.

Снимает мультфильм Наталья Дабижа – режиссер с мировым именем, обладатель британской премии Emmy и российской «Ники». Ее кукольная экранизация оперы «Севильский цирюльник» завоевала около полсотни призов на престижных международных кинофестивалях, а российские зрители явно видели «Ваню и крокодила» и «Свирепого Бамбра».

«Когда я задумалась над «Сказкой о рыбаке и рыбке», сразу вспомнила кучу тряпок, с помощью которых мы на студии в былые времена изображали «бурное синее море». Какой же это был ужас! – рассказывает Наталья. - И вдруг мне в голову пришла мысль – а что, если эту тряпку будут дергать лицедеи, скоморохи? А что, если они вообще разыграют всю сказку? Стала раскручивать эту мысль дальше, и так - «кирпичик к кирпичику» - построила всю основу мультфильма».

Золотая рыбка у Дабижи – не морская рыбешка, раскачивающаяся на волнах. Это девочка-подросток, лет 12-13. Но девочка умная, серьезная. В ее лице режиссер воплотила все женское великое терпение, которое длится долго, но однажды все-таки лопается. И на первый план Наталья Дабижа выдвигает взаимоотношения Старика именно с Рыбкой.

«Я попыталась показать сущность положения мужчины в нашем сегодняшнем обществе, - продолжает режиссер. – Жизнь загнала его в такие рамки, когда он не должен добывать трением огонь, бегать с копьем за мамонтом и охранять вход в пещеру. Мужчина уже не может дать то, что давал в прежние времена, и женщине пришлось стать сильной. И наша Старуха – это порождение слабого Старика, который не может крикнуть: «Хватит! Ша! Молчи, женщина!» Мой фильм – размышление, что есть мужчина… Как бы обидно Вам не было все это слушать» - при этих словах Наталья деликатно рассмеялась.

Конечно, она допускает, что зрители могут не принять или даже не понять ее замысла. Но художник волен выбирать, а критик – критиковать. Лично я в успехе картины не сомневаюсь, тем более что Дабиже в ее работе помогали такие мастера, как оператор Александр Виханский, художники-постановщики Геннадий Новожилов и Татьяна Платонова, аниматоры Алла Соловьева и Ольга Панокина. Эти имена в мире мультипликации говорят о многом. А композитора Геннадия Гладкова и актера Олега Табакова и вовсе знают во всем цивилизованном мире. Их отношение к мультфильмам вызывает искреннее восхищение. Именитые, маститые и знаменитые, они не считают анимацию вторым сортом и не смотрят на нее свысока. Если Гладков не успел написать к сроку лишние три аккорда, он непременно позвонит, извинится и пообещает исправиться в ближайшие три дня. А Табаков одним своим присутствием может придать фильму столько шарма, задать такой тон, что его энергии и таланта хватит на целый год дальнейшей творческой работы, а затем и воспоминаний.

«Я обожаю Табакова! – восхищается Дабижа. – Подготовка к встрече с ним требует огромной мобилизации. Я должна его заинтересовать сразу. У меня нет права на ошибку, иначе эта ошибка навсегда останется со мной, с моим фильмом. Если движения кукол можно поправить, переснять, Табакова переозвучить уже невозможно. И если он заинтересовался и выложился – это большая составляющая успеха всей работы в целом. И, надо признаться, я его… замучила. На четвертом часу озвучания он взмолился: «Наталья! Мне еще нужны силы поруководить!»

Олег Павлович озвучил весь фильм один. Он не играл Старуху или Старика, он играл их чувства, не меняя голоса. И когда аниматоры услышали, что Золотая рыбка говорит мужским голосом: «Чего тебе надобно, старче?», у них началась истерика. Поначалу даже возникло отторжение: возможен ли такой парадокс? Но режиссер убедила коллег, что на этом контрасте, на этой иронии и нужно строить весь фильм.

Работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» еще продолжается. Из павильона доносятся забавные выкрики:

Фильм будет готов к концу этого года. Возможно, он придется по душе и детям, и взрослым. Тема-то серьезная. Вечная.


Сергей КАПКОВ, 2002 г.